Электронные деньги: особенности использования и правовое обоснование

Особенности использования электронных денег и их правовое обоснование

07 нояб. 2017 г., 10:00

  • Электронные деньги – это денежные средства, которые владелец зачисляет на свой виртуальный кошелек и ведет с их помощью расчеты. Из определения в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» следует, что электронные деньги – это разновидность принятого средства взаиморасчетов. Оно является законным платежным средством, выраженным в электронном виде. Пополнение кошелька – это операция, которая аналогична пополнению счета в банке. Популярность электронных денег связана с удобством такого способа оплаты.
  • В системах используются разные основные принципы. Например, электронные деньги «Яндекс», «Webmoney», электронные деньги «Qiwi» и система «PayPal» – это системы расчета на базе сетей. Также существуют электронные деньги на базе смарт-карт. При этом система электронные деньги «Яндекс-деньги» или электронные деньги «Qiwi» относятся к частным электронным деньгам.
  • Частные электронные деньги – это электронные единицы частных платежных систем. Электронные деньги в России независимо от того, к какой системе принадлежат, приравнены к российской валюте – рублю, но для мировой практики это не обязательно.

Оплата электронными деньгами между компаниями не допускается

  • Сфера применения электронных денег – это взаиморасчеты между физическими лицами или между физическим и юридическим лицом (ч. 8.1 и ч. 9 ст. 7 закона № 161).
  • Из положений закона следует, что компании и ИП не вправе использовать этот инструмент взаиморасчетов в отношениях между собой. Есть и другие ограничения использования электронных виртуальных кошельков:
    • банк, который служит оператором электронных денег, не вправе предоставлять владельцу кошелька средства в целях их увеличения, не может начислять % на остаток электронных денег или выплачивать пользователю вознаграждение (п.п. 5–6 ст. 7 закона № 161-ФЗ);
    • электронные деньги нельзя застраховать, чтобы обеспечить возврат (п. 5 ч. 2 ст. 5 закона о страховании вкладов).
  • А вот обратить взыскание на электронные деньги возможно. Если суд вынесет решение об обращении взыскания, исполнять его будет оператор платежной системы, которой пользуется должник и которая хранит его электронные деньги. Кроме того, существуют нормы налогового законодательства, которые позволяют взыскать налоги, штрафы, пени и т. д. за счет электронных денег налогоплательщика. В отношении компаний и предпринимателей предусмотрен административный порядок такого взыскания налогов (ст. 46 НК РФ).
  • Хотя закон признал электронные деньги, биткоин и другие аналогичные валюты официально не используют. Существует ряд электронных валют, или криптовалют, которые можно классифицировать как электронные деньги, но правового регулирования в России в отношении них в данный момент нет. К таким валютам относятся биткоин, лайткоин и т. п.
  • Если рассматривать техническую сторону применения биткоина, что это – электронные деньги, сомнений не возникнет. Но в правовом отношении есть затруднения, которые не позволяют допустить широкое распространение таких валют. Дело в том, что это именно специфические электронные валюты. Оборот электронных денег, которые, по сути, являются электронным вариантом обычных, это процесс внутри единого процесса денежного оборота в стране.
  • Со специфическими валютами ситуация иная:
    • Они не обеспечены золотым запасом какой-либо страны и существуют только в электронном виде. Подобная валюта – набор компьютерных кодов. Ее курс зависит только от желания пользователей производить расчеты с ее помощью. У таких электронных денег нет оператора.
    • Подобные валюты децентрализованы – они не эмитируются, их обращение не контролирует государство или какая-либо частная структура.
    • У данных валют присутствует черта частичной анонимности. Есть техническая возможность установить, кто именно произвел расчеты с помощью той или иной подобной валюты, но для этого придется осуществить ряд специальных действий. При этом можно проследить путь денег, но определить платившего сложно, это не всегда удается.

Если оборот электронных денег не контролирует государство, это повышает риски различных преступлений

  • Особенности цифровых виртуальных валют не позволяют распространить на них существующее правовое регулирование. Поскольку у них нет операторов, их нельзя причислить к электронным деньгам, которые признает закон.
  • Кроме того, анонимность порождает риски совершения противозаконных операций не только мошеннического характера. Согласно ст. 7.2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ банк, который обслуживает электронную платежную систему, обязан контролировать операции и хранить платежную информацию клиента. Ст. 10 закона № 161-ФЗ так же подразумевает необходимость идентификации плательщика. Эти требования ввели, чтобы препятствовать отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и т. д.
  • В случае с криптовалютами такой контроль обеспечить невозможно, что повышает риск подобных преступлений (информация ЦБ РФ от 27 января 2014 года). Центробанк указал, что будет расценивать действия компании по обмену цифровых специфических валют на деньги или товары как потенциальную вовлеченность такой компании в незаконные операции. Той же позиции придерживается Федеральная служба по финансовому мониторингу (информационное сообщение от 06 февраля 2014 года).

Таким образом, несмотря на то, что технически биткоин и другие схожие валюты относятся к электронным деньгам, их специфика не позволяет допустить обращение таких средств расчета наравне с реальной валютой.

Электронные деньги: особенности использования и учёта

Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

В наш век повсеместного доступа во всемирную глобальную сеть сложно представить себе динамично развивающуюся компанию, которая бы не стремилась воспользоваться предлагаемыми возможностями рынка высоких технологий, а заодно и привлечь дополнительных клиентов. Ведь не секрет что удобный способ заказа товара или получение услуг, а также, что немаловажно, возможность оплатить их с наименьшими потерями времени, способно в немалой степени повысить конкурентоспособность. Отсюда повсеместное применение различных онлайновых платежных систем.

Для начала давайте разберемся, что же такое электронные деньги. Данное понятие предполагает безналичную систему расчётов, но в отличие от платежей, которые проводятся между банковскими счетами, данные деньги имеют лишь условную привязку к какой-либо валюте, реализованную скорее для удобства пользователя, а также могут обращаться лишь в рамках одной платежной системы. Среди последних можно выделить самые популярные: WebMoney, Яндекс.Деньги, RuPay, Rapida, E-Gold, CyberPlat и E-port, Кредит-Пилот. Любой электронный рубль в рамках одной из этих систем – это своего рода обязательство её оператора на сумму, равную 1 реальному российскому рублю. Соответственно компания, предоставляющая возможность своим клиентам оплачивать её товары или услуги электронными деньгами, может получить их реальный эквивалент, только при условии вывода той или иной суммы из платёжной системы.

Обращение в нашей стране электронных денег регулирует Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Согласно его положениям, осуществление расчётов электронными деньгами, требует заключения соглашения с оператором ЭПС (п. 1 ст. 4 и п.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Фирма-клиент проходит регистрацию на сайте, заводит электронный кошелек, на который и получает в последствие плату от своих покупателей и заказчиков.

Читать еще:  Заявление и приказ о продлении отпуска в связи с болезнью работника

Все юридические лица или предприниматели обязаны при использовании электронных средств платежей пройти идентификацию. Таково требование пункта 7 статьи 10 Закона № 161-ФЗ, и направлено оно на исполнение другого федерального закона — от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Налоговое законодательство также требует жесткой персонификации электронных счетов, принадлежащих юрлицам. Так, статья 86 Налогового кодекса обязывает банки запрашивать у организаций свидетельства о присвоении ИНН при предоставлении им доступа к электронным средствам платежей. Кроме того, также как и в случае с традиционными расчётными счетами, банки должны в течение трех дней оповещать ИФНС о факте предоставления или прекращения права организации использовать корпоративные электронные средства. Уведомить налоговиков об этом обязана и сама компания (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В отношении физических лиц общее требование идентификации в электронной платёжной системе отсутствует. Это может понадобиться лишь при переводах крупных сумм.

Ограничения

При использовании фирмой или предпринимателем в их деятельности платёжных систем есть ряд ограничений. Так, пополняются электронные кошельки исключительно с расчётного счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Расчёт между двумя компаниями электронными деньгами невозможен, в сделке обязательно должно участвовать физическое лицо (п. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). На счёт компании нельзя перевести сумму, превышающую 15 тысяч рублей, а общий остаток электронных средств не может быть больше 100 тысяч рублей либо эквивалентной суммы в валюте. Суммы превышения автоматически переводятся оператором на банковский счёт компании (п. 23 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Имейте также ввиду, что оператор самолично имеет право приостановить или вовсе прекратить пользование электронным кошельком в случае нарушения договора (п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Об этом он обязан уведомить своего клиента.

Немного бухучёта

Чётких принципов отражения в учёте электронных денег в Законе № 161-ФЗ нет. Однако исходя из предпосылки, что электронный рубль является эквивалентом реальной валютной единицы, для его отражения можно использовать счет 55 «Специальные счета в банках», открыв по нему соответствующие субсчета. Таким образом фирма, ведущая полноценный бухгалтерский учет операции с электронными деньгами будет отражать аналогично поступлениям и списанием денег со счетов 51 «Расчетный счет» и 50 «Касса».

Дебет 55 — Кредит 62 — получена сумма в электронных деньгах в качестве оплаты от покупателя за товары, работы или услуги;

Дебет 51 — Кредит 55 — денежные средства переведены из ЭПС на расчетный счет;

Дебет 76 — Кредит 55 — списана оплата услуг ЭПС за вывод средств на расчетный счет.

Последняя проводка также пригодится и тем, кто оплачивает, например, работу удаленных сотрудников или исполнителей физических лиц, с которыми фирма или ИП заключил договор гражданско-правового характера. Таким образом, юрлицо или ИП могут не только получать деньги на электронный кошелек, но и расплачиваться ими по своим обязательствам.

Налоговый учёт электронных операций

Налоговый учёт доходов (или расходов) выраженных в электронных деньгах, фактически ничем не отличатся от учёта традиционных платёжных средств. Это следует также из закона № 161-ФЗ. Например, авансы, полученные электронными рублями, требуют начисления НДС в общей системе налогообложения. Для фирмы или предпринимателя на УСН, которые, как известно, применяют кассовый метод учёта доходов и расходов, факт перечисления оплаты за электронный кошелек – повод увеличить на соответствующую сумму налоговую базу. Если вы расплачиваетесь электронными деньгами с работниками по трудовому или гражданско-правовому договору, не забудьте, что удержанный НДФЛ должен быть перечислен в бюджет не позднее дня выплаты самой суммы вознаграждения. Правда, сделать это налоговый агент всё же должен с расчётного счёта.

Плата за пользование ЭПС

Разумеется, услуги по предоставлению электронного средства платежа, оператор ЭПС оказывает не бесплатно. В большинстве случаев комиссии удерживаются с плательщика, то есть фирма-продавец получает на свой электронный кошелек полную стоимость товара или услуги. Но все же если подобное удержание ложится на фирму, то она может учесть его в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Объясняется это тем, что исходя из положений Закона 161-ФЗ комиссии, взимаемые оператором за проведение платежей, приравниваются к плате за услуги банка. Комиссия может взиматься и за сам факт обслуживания. В этом случае сумма вознаграждения оператора включается в состав прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Плата за использование электронной платежной системы учитывается и при применении упрощённой системы налогообложения. Это подразумевают подпункты 9 и 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Разумеется, и в случае применения общей системы, и для УСН расходы должны быть подтверждены документально. Для этого вполне подойдут акты выполненных работ, как в традиционном бумажном виде, так и выписанные оператором платёжной системы, заверенные его цифровой подписью, что подтверждают представители Минфина в своем письме 11 января 2011 года № 03-03-06/1/3.

Электронные деньги в России

Неосязаемый кошелек. Особенности использования электронных денег в России

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) подсчитал, что более 7 млн россиян делают покупки в Интернете, а еще 13 млн так или иначе вовлечены в электронную коммерцию, например, выбирают товар онлайн, чтобы потом приобрести его в магазине. Сегодня самым часто используемым средством оплаты покупок онлайн являются наличные деньги при доставке товара курьером. Так, например, расплачивается 80% покупателей интернет-магазина Ozon.ru. Но электронные деньги набирают популярность, и если компания продает товары или услуги в Интернете, то вопрос о том, пользоваться ими или нет, уже не стоит. Скорее, на повестке дня вопрос, как легально использовать электронные платежные системы.

В 2011 году был принят закон «О национальной платежной системе», и электронные деньги получили официальное признание. Теперь они имеют те же права, что и наличные деньги, внесенные пользователем в кредитную организацию. Электронные деньги стали средством безналичных расчетов, надзор за которыми ведет Банк России. Чтобы начать пользоваться этим средством оплаты, компании нужно открыть специальный счет, то есть завести электронный кошелек в какой-либо из платежных систем, заключив с ней соответствующий договор. В России наиболее распространены WebMoney и «Яндекс.Деньги», поэтому стоит изучить принципы работы хотя бы этих систем.

Читать еще:  Депремирование. Пять вопросов работодателей

Для физических и юридических лиц

Работа с платежными системами выглядит совершенно по-разному для физических лиц и лиц юридических. Что касается лимита на операции в течение суток и общего оборота средств, простому пользователю сети не рекомендуется превышать сумму 600 тыс. руб. по своему обороту в электронной платежной системе. При переходе за этот предел могут начаться некоторые сложности — финансовые организации (в том числе системы электронных платежей) ежедневно представляют всю информацию об операциях свыше этой суммы в Росфинмониторинг.

Платежные системы берут комиссию за обработку платежей и перевод денег на счет в банке. Если для физических лиц комиссия за трансакцию не превышает 1%, а за перевод электронных денег на счет в банке ограничивается 3–5%, то в случае с юридическими лицами ее размер зависит от ряда параметров. Например, на оборот до 100 тыс. руб. действует одна комиссия, а на оборот большего объема — другая. Кстати, в отличие от «Яндекс.Денег» WebMoney снимает комиссию при любой трансакции, поэтому наиболее заинтересована в развитии p2p-платежей (peer-to-peer — от пользователя пользователю). «Яндекс.Деньги» при оплате товаров и услуг в интернет-магазинах не взимают комиссию с пользователя, но удерживают 0,5% суммы прямого перевода p2p. Но в любом случае работать с платежными системами дешевле напрямую, чем через сервис платежных агрегаторов.

Платежные агрегаторы

Агрегационные сервисы, которые позволяют компаниям наладить прием платежей максимальным количеством способов, начали появляться еще несколько лет назад. Одним из пионеров и крупнейшим игроком этого рынка является «Робокасса», которая поддерживает практически все виды электронных денег, банковские карты и даже такие экзотические способы приема платежей, как оплата по квитанции банка. Платежные агрегаторы предоставляют специальный код, встраиваемый в сайт, который фактически одним махом включает прием платежей с каких угодно систем. То есть отпадает необходимость в заключении договоров с каждым отдельным платежным сервисом и встраивании их по отдельности в движок сайта. При этом никаких ограничений в использовании одновременно нескольких систем платежей обычно не существует: можно установить и код приема «Робокассы», и прямой платежный шлюз WebMoney.

Бизнес платежных агрегаторов строится на взимании определенной комиссии с каждого платежа. Некоторые системы предлагают гибкую шкалу комиссий в зависимости от инструмента платежа (самыми дорогостоящими являются банковские карты). Другие берут фиксированную комиссию, обычно около 2%. Работа с платежными агрегационными сервисами — удобный и простой способ для компаний, чей оборот не слишком велик и не превышает того порога, после которого каждая доля процента комиссии имеет значение. При большом объеме платежей становится очевидно, что для каждого способа приема оплаты лучше подходит тот или иной сервис обработки трансакций. В таком случае часто бывает так, что лучше самостоятельно разработать систему обработки платежей, которая в зависимости от выбранного способа оплаты перенаправляет пользователя на конкретный платежный сервис.

К сожалению, оплата труда электронными деньгами на сегодняшний день обременена множеством юридических преград.

Для чего еще нужны электронные деньги

Электронные деньги рассматриваются не только как способ оплаты товаров и услуг, но и в качестве источника финансирования фонда оплаты труда, приобретения основных средств компании и других операционных целей. Наиболее популярен этот инструмент при оплате работы фрилансеров.

К сожалению, оплата труда электронными деньгами на сегодняшний день обременена множеством юридических преград. Провести по бухгалтерии и отчитаться перед налоговой службой возможно — платежные системы дают ряд рекомендаций, как это сделать — но схема проведения таких платежей многоэтапна и сложна, и неизменно получается так, что проще платить по старинке, наличными, пусть и в электронном виде.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

магистрант, кафедра экономики государственного и муниципального управления, Российский государственный университет правосудия – РГУП,

Аннотация. С помощью электронных денег стало возможно осуществить быстрый перевод, оплатить различные товары и услуги, продлить Интернет, купить авиа- и железнодорожные билеты, сделать пожертвование. Электронные деньги в современном развивающемся обществе являются одним из этапов развития и модернизации экономики в целом, так как имеют ряд преимуществ. Таким образом, в данной статье сквозь призму понятия электронных денег будут рассмотрены преимущества и недостатки правового регулирования электронных денег в России.

Ключевые слова: электронные деньги, деньги, электронные денежные средства, ЭДС, денежные средства.

Как быстроразвивающийся способ и средство расчетов электронные деньги вполне могут конкурировать с бумажными деньгами. Одним из основных преимуществ электронных денежных средств (далее – ЭДС, электронные деньги) можно признать их низкую стоимость и безусловное удобство при осуществлении микроплатежей, так как транзакционные издержки остаются минимальными.

Актуальность исследования обусловлена тем, что рост популярности ведения хозяйственной деятельности через Интернет увеличивает количество способов осуществления платежей за работы, услуги и товары, а также оформление получения денежных средств контрагентом. Поэтому вторым преимуществом можно признать возможность использования электронных денег как онлайн, так и офлайн. Ассоциация «Электронные деньги» в 2011 году провела исследование и вывела статистику использования электронных денежных средств в России. Так, за указанный год общая сумма пополнения остатков электронных денежных средств составила 125 млрд рублей, если сравнивать с предыдущими 2010 и 2009 годами, в которых общая сумма была 70 млрд рублей и 40 млрд рублей соответственно [8]. Руководствуясь этими данными, ЭДС можно по праву признать наиболее быстро развивающимся инновационным способом оплаты в современном мире. Однако анализ законодательства позволяет сделать вывод о низкой проработанности регламентации рассматриваемых правоотношений.

В российском законодательстве долгое время не существовало юридического определения электронных денежных средств, несмотря на то что данный термин использовался в нормативных актах, к примеру в Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г., № Пр-1895 [4].

В 2009 году ЕС принял новую Директиву № 2009/110/ЕС [3], в которой электронные деньги были определены как денежные средства, представленные в виде требования к эмитенту, которые эмитируются при получении средств для проведения транзакции денежных средств, принимаемые как физическдими, так и юридическими лицами и хранящиеся в электронном виде, в частности на магнитном носителе.

Рассмотрим, что же собой представляют электронные деньги. Иванов В.И. признавал электронные денежные средства объектом права собственности и считал, что электронные денежные средства являются предоплаченным финансовым продуктом, аргументируя свою точку зрения тем, что в Указании ЦБ РФ № 277-У предоплаченные финансовые продукты определялись как денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме [5].

Читать еще:  Образец решения одного учредителя об одобрении крупной сделки ООО

Другой точки зрения придерживается Курбатов А.Я., который относит ЭДС к обязательствам и считает, что они представляют собой способ закрепления прав требования, то есть так называемый электронный долговой документ [6].

Саперов С.А. утверждает, что относительно электронных денег нельзя говорить о вещно-правовой или обязательственно-правовой природе, так как ЭДС являются информацией в запоминающих устройствах электронно-вычислительных систем [11]. Но владение микропроцессорной картой, оснащенной микропроцессором, который является носителем, а также знание ПИН-кода означает титульное правообладание информацией, которая содержится на носителе и представляет собой электронные деньги. На наш взгляд, теория Саперова С.А. основана на теории Толстого В.С., который считает информацию полноценным объектом права собственности.

Даниленко С.А. полагает, что ЭДС – это особая правовая сущность, которая отличается тем, что денежные средства обладают одновременно признаками как наличных денег (передача от лица к лицу без использования банковского счета), так и безналичных денежных средств (передача осуществляется посредством технологических устройств) [2].

Вступление в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [10] (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ, ФЗ № 161-ФЗ, Закон о НПС) во многом разрешило некоторые споры о том, что такое электронные денежные средства.

Так, в п. 18 ст. 3 данного закона содержалось первое легальное определение электронных денежных средств: это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

На наш взгляд, электронные денежные средства не могут быть признаны новой формой денег, но могут быть признаны новой формой безналичных денежных средств. С. Овсейко считает, что ЭДС являются особой формой расчетов и не могут рассматриваться как разновидность безналичных денег, а также должны быть закреплены в ГК РФ в главе 46 как самостоятельный вид расчетов в безналичной форме [9]. По нашему мнению, данный подход является неправильным, так как в ГК РФ определен неисчерпывающий перечень видов расчетов в безналичной форме, в статье 862 ГК РФ [1] указано, что могут также осуществляться расчеты в иных формах, предусмотренных законом: по установленным в соответствии с ним банковским правилам и применяемым в банковской практике обычаям делового оборота, поэтому особое закрепление не требуется.

Также с данной точкой зрения не согласны Иванов В.Ю. и Коростелев М.А., который пишет о том, что ЭДС являются так называемым предоплаченным финансовым продуктом, то есть их эмиссия требует денежного обеспечения (предоплаты). Как следствие, в рамках гражданского права электронные деньги – это право требования владельца электронных денег к их эмитенту об их погашении, то есть обмене на наличные или безналичные деньги. Таким образом, особенность ЭДС состоит в том, что, с одной стороны, ЭДС – это средство платежа, а с другой – обязательство, подлежащее исполнению в неэлектронных деньгах.

Безусловно, ЭДС по своей правовой природе весьма схожи с безналичными деньгами тем, что могут учитываться и передаваться посредством электронных каналов. Главное отличие заключается в том, что электронные деньги учитываются не на банковском счете, а на «виртуальном» счете в системе перевода электронных денег. Так, согласно п. 4 ст. 7 ФЗ № 161-ФЗ оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, которые предоставил клиент, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора ЭДС перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств [7]. Сумма покрытия, которую вносит в банк клиент, приобретающий ЭДС, отражается на «общем счете», с которого будет осуществляться погашение всех выпущенных ЭДС. Оператор электронных денежных средств не осуществляет открытие персональных счетов для каждого клиента. Лицевые счета к данному счету не ведутся, за счет чего и обеспечивается анонимность ЭДС, тогда как безналичные деньги всегда персонифицированы, что можно признать еще одним из отличий. Помимо этого ЭДС, по мнению Овсейко С., обладает дополнительными отличительными особенностями, а именно: ЭДС являются не персонифицированным объектом, при котором расчеты производятся между должником и кредитором, что сильно отличается по этим признакам от безналичных денежных средств.

Можно согласиться с М.А. Коростелевым, по мнению которого ЭДС являются денежными средствами и обязательство, предметом которого являются ЭДС, является денежным обязательством. Однако существует внутренняя особенность природы ЭДС: они одновременно являются средством платежа и обязательством, подлежащим исполнению в обычных деньгах.

На основании вышеизложенного стоит отметить, что нет споров относительно того, является ли имуществом ЭДС: многими российскими правоведами на это был дан утвердительный ответ. Отдельный вопрос, который возникает, когда мы говорим об электронных денежных средствах, – это вопрос отнесения их к платежным средствам. Указание на факт того, что электронные деньги могут быть приняты в государственную казну, доказывает, что ЭДС стали законным средством платежа.

Таким образом, выделим следующие особенности электронных денег:

  1. Более низкие операционные издержки в сравнении с другими платежными инструментами. Одна из причин – учреждение не должно держать наличные в банкоматах.
  2. Более высокие фиксированные расходы по сравнению с другими платежными инструментами в результате использования неизбежного современного IT. Современная технология должна постоянно модернизироваться и идти в ногу с последними технологическими инновациями. Эта особенность технологии внедрена в развитых странах для электронных денег.
  3. У электронных денег нет стоимости, в то время как другие платежные инструменты могут использоваться в качестве банковского депозита.
  4. Электронные деньги менее прозрачны, в то время как у кредитных карт есть имя и число держателя.
  5. Электронные деньги могут заменить валютой в обращении, но до сих пор это влияние было очень низким.
  6. Процесс сделки с электронными деньгами отличается от процесса других платежных инструментов относительно определенных особенностей электронных денег.
  7. Электронные деньги делятся на следующие группы: на основе банковских карт и на основе компьютерных систем. Каждую из этих групп можно подразделить на системы: где идентификация личности особы не обязательна – анонимные системы и где строго нужно идентифицировать личность пользователя – не анонимные.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector