Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

В силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическими лицами, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, при том, что соблюдение досудебного порядка рассмотрения спора носит императивный характер (ч. 1). Часть 4 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что заявление об оспаривании кадастровой стоимости подается в суд при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином. В свою очередь, Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке», также предусматривающий возможность административного и судебного порядка рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, не содержит требования обязательного досудебного урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости независимо от субъекта такого обращения (часть 1 статьи 22). Данный Федеральный закон вступил в силу 1 января 2017 г. и ряд источников до вступления закона в силу комментировали положения этого закона как прекращение обязательного досудебного порядка по этому вопросу. Обязателен ли в настоящий момент досудебный порядок рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости в целом, и в частности, если юридическое лицо намеревается оспаривать кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства г. Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 (дата утверждения кадастровой стоимости — 09.12.2016)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП, то при оспаривании результатов кадастровой оценки надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Обоснование вывода:
Согласно Земельному кодексу РФ (далее — ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 5 ст. 65 и ст. 66 ЗК РФ). Таковым до текущего года был Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ).
С 1 января 2017 г. вступил в силу специальный Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон N 237-ФЗ), которым урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации. Статьей 24 Закона N 237-ФЗ установлен переходный период применения данного нормативно-правового акта — до 1 января 2020 г., в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться как в соответствии с Законом N 237-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 135-ФЗ. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки по правилам Закона N 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 24 Закона N 237-ФЗ). При этом в ч. 6 ст. 24 Закона N 237-ФЗ прямо указано, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления его в силу.
Поскольку в рассматриваемой ситуации кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП (до начала действия Закона N 237-ФЗ), то при оспаривании результатов кадастровой оценки надлежит руководствоваться Законом N 135-ФЗ.
Положениями ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи такого заявления могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Причем результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления*(1).
Таким образом, Законом N 135-ФЗ для данной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования. Исключение предусмотрено лишь для физических лиц, которые могут оспаривать результаты кадастровой оценки объектов недвижимости в суде, минуя предварительное обращение в Комиссию.
Несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административных споров является основанием возвращения административного иска заявителю (п. 1 ч. 1 ст. 129, п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ), что подтверждается материалами судебной практики (смотрите, к примеру, определение Ставропольского краевого суда от 13.01.2017 по делу N 9а-42/2017, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 19.12.2016 по делу N 33а-33356/2016).
Если же факт отсутствия необходимых документов, в том числе подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения (смотрите, к примеру, определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 41-АПГ15-36, определение Самарского областного суда от 13.07.2016 по делу N 3а-498/2016).
Отметим, что в части оспаривания и изменения стоимости недвижимости Закон N 237-ФЗ закрепил несколько иной подход. Так, в ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде, при этом для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. То есть, по сути, процедура обжалования результатов государственной кадастровой оценки упрощена. Но каких-либо изменений в КАС РФ не внесено. При подаче административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости заявитель в числе прочих документов должен приложить документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином (п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ). Отсутствие таких доказательств делает невозможным рассмотрение спора по существу (ч.ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ). Поэтому, на наш взгляд, формально у суда имеются процессуальные основания для возвращения иска административному истцу, даже если оспаривание кадастровой стоимости недвижимости будет осуществляться по правилам Закона N 237-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

————————————————————————-
*(1) В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрение ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости для предпринимателей не обязателен

В последний день июня Пленум Верховного суда РФ после недолгого обсуждения принял постановление, посвященное вопросам оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Для владельцев офисных, деловых, торговых объектов такие разъяснения особенно интересны с точки зрения исчисления налога на имущество организаций. В постановлении затронуты вопросы определения сроков для обращения в суд, порядка распределения судебных расходов, соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора и доказательств такого соблюдения и некоторые другие.

Первый раз обсуждение текста проекта постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее — постановление) прошло в первых числах июня. Окончательная версия до­кумен­та существенных изменений не претерпела — основные положения остались те же.

К оспариванию кадастровой стоимости недвижимости компании прибегают при несогласии с выкупной ценой государственного или муниципального имущества, а также стоимос­ти его аренды. Однако после внесения изменений в НК РФ Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ размер кадастровой стоимости и порядок ее оспаривания приобрели особое значение для владельцев торговых центров, офисных зданий, помещений, в которых размещаются торговые объекты или пунк­ты общественного питания и т. д. (ст. 378.2 НК РФ). Налоговой базой по налогу на имущество организаций в отношении таких объектов признается кадастровая стоимость, если это преду­смотрено нормативными актами субъекта (см. также «ЭЖ», 2015, № 23, с. 12). В нынешнем году по сравнению с 2014 г. количество регионов, в которых утверждены соответствующие нормативные акты, заметно выросло.

Читать еще:  Увеличение уставного капитала ООО по заявлению участника

В постановлении много ссылок на дату 15 сентября 2015 г. В этот день вступит в силу Кодекс административного производства, по правилам которого должны будут рассматриваться дела об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости. То есть, по сути, судьи ссылаются на нормы, еще даже не вступившие в законную силу. В то же время в постановлении есть разъяснения, касаю­щиеся порядка применения уже действующих новых норм, например, требования об обязательном досудебном порядке урегулирования спора по поводу кадастровой стоимости.

Досудебный порядок урегулирования спора нужен только компаниям

В июле прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“», изменивший порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости (см. «ЭЖ», 2014, № 29, с. 05). В частности, был введен обязательный досудебный порядок урегулирования споров для отдельных категорий субъектов. При его несоблюдении требование о пересмотре кадастровой стоимости суд оставляет без рассмотрения (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.04.2015 № Ф02-909/2015 по делу № А33-15551/2014).

В постановлении несколько пунк­тов посвящены соблюдению досудебного порядка разрешения кадастровых споров. В частности, в п. 10 содержится (как представляется, довольно очевидное) разъяснение о том, что досудебный порядок урегулирования споров не является условием для обращения в суд для индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» говорится об обязательном досудебном урегулировании спора только для юридических лиц, к которым предприниматели не относятся, а также для государственных и муниципальных органов.

Зато в п. 9 судьи разъяснили, какими до­кумен­тами можно подтвердить факт соблюдения досудебного порядка. По мнению Пленума ВС РФ, о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стои­мости либо до­кумен­ты, подтверждающие факт обращения в комиссию и нерассмот­рения ею заявления в установленный законом срок. Если же заявление не было принято комиссией к рассмотрению, то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. При этом, поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр и применяются в целях исчисления налогов, в решении суда должна быть указана дата обращения с таким заявлением. Для организаций, для которых досудебный порядок обязателен, такой датой признается дата обращения в комиссию, а не в суд. Что касается граждан, как рядовых, так и предпринимателей, то им в комиссию обращаться не обязательно, потому датой подачи заявления о пересмот­ре кадастровой стоимости может быть как дата обращения в суд, так и дата обращения в комиссию, если такое обращение имело место (п. 25 постановления).

Вместе с тем судьи обратили внимание, что решение комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стои­мости, а также бездействие комиссии, выразившееся в нерассмотрении такого заявления в установленный законом срок, не являются сами по себе объектом оспаривания, а представляют собой только условие для обращения компании или органа власти в суд с аналогичным требованием — о пересмотре кадастровой стоимости (п. 26 постановления).

Оспорить кадастровую стоимость может бывший собственник или арендатор

В постановлении приведен перечень требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, с которыми заявитель (а после 15 сентября — уже административный истец) может обратиться в суд. Таких требований три:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее — заявления о пересмотре кадастровой ­стоимости);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (п. 2 постановления).

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с другими требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств или арендных платежей (п. 5 постановления).

Обратиться с такими требованиями может не только титульный, но и бывший собственник имущества, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление. Возможность оспорить кадастровую стоимость есть и у долевого собственника независимо от других собственников. У арендаторов государственной или муниципальной недвижимости, а также лиц, которые имеют исключительное право выкупа таких объектов, есть право оспаривания кадастровой стоимости, если арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта. В случае когда дело касается недвижимости, которая принадлежит частному лицу, арендатор вправе заявить требование о пересмотре кадастровой стоимости арендуемого объекта, только если согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме (п. 6 постановления).

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость земельного участка – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки земли на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки, с учетом её местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

· недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;

· установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), созданной при территориальном органе Росреестра, или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в отличие от юридических лиц, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости
До 01.01.2020 пересмотр и оспаривание результатов кадастровой оценки могут осуществляться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности либо законодательством о государственной кадастровой оценке. В частности, законодательство об оценочной деятельности применяется, если проведение государственной кадастровой оценки начато до 01.01.2017 (ч. 1, 2, 6, 7 ст. 24Закона N 237-ФЗ).
В целях оспаривания кадастровой стоимости недвижимости в досудебном порядке рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
Такие комиссии создаются Росреестром при его территориальном органе в соответствующем субъекте РФ. Предполагается, что в каждом субъекте РФ создается одна постоянно действующая комиссия (п. 1Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).
Оспорить результаты определения кадастровой стоимости можно с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости до даты определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 22Закона N 237-ФЗ).
Основанием для подачи заявлениямогут быть (ч. 11 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 7 ст. 22Закона N 237-ФЗ):
— недостоверность исходных сведений об объекте недвижимости, использованных оценщиком при определении его кадастровой стоимости (в случае применения законодательства об оценочной деятельности);
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для обращения в комиссию составьте заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В заявлении укажите ваши Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.
К заявлению, в зависимости от оснований оспаривания кадастровой стоимости, приложите (ч. 16, 18 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22Закона N 237-ФЗ; п. 13Порядка):
1) выпискуиз ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости — если заявление подает гражданин, обладающий правом на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности);
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление подается по основанию ошибочности указанных сведений.
Чтобы подтвердить это основание, вы вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть министерство имущественных отношений, управление государственного имущества в субъекте РФ, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях — орган местного самоуправления) и в управление Росреестра с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Вам должны предоставить эти сведения в течение семи рабочих дней с даты поступления запроса;
4) отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде — если заявление подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
К заявлению могут прилагаться иные документы при необходимости (ч. 18 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 10 ст. 22Закона N 237-ФЗ).
Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях (ч. 24 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 10 ст. 22Закона N 237-ФЗ; п. 15Порядка):
— если отсутствуют указанные выше документы;
— нарушен срок подачи заявления;
— величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.
При отказе в рассмотрении заявления вам должно быть направлено уведомление с указанием причин отказа.

Читать еще:  Как устранить разногласия по договору возмездного оказания услуг

Шаг 2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения
В течение месяца (30 дней — в случае применения законодательства о кадастровой оценке) с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия обязана рассмотреть это заявление. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии. По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (ч. 19, 20, 22, 24 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 13, 14, 15 ст. 22Закона N 237-ФЗ; п. п. 16, 17Порядка).
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения комиссия должна направить копию решения в отделение Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» (ч. 26, 31 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 19 ст. 22Закона N 237-ФЗ).

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости
Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если вы не обращались в комиссию, вы вправе обратиться в суд.
Для обращения в суд подготовьте административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости или административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч. 1, 5 ст. 245, ч. 1 ст. 218КАС РФ; п. 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости можно заявить следующие требования: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки. При этом суд не будет рассматривать решение комиссии, даже если таковое имеется (ч. 30 ст. 24.18Закона N 135-ФЗ; ч. 23 ст. 22Закона N 237-ФЗ; п. 26Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28; ч. 1, 3 ст. 61Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Помимо «административного» (В Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) существует возможность пересмотра установленной кадастровой стоимости через суд.

Процедура рассмотрения исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

Для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости через суд необходимо составить исковое заявление или обратиться в юридическую компанию для составления такого заявления. В ст. 246 КАС РФ определен печень тех документов, которые необходимы для подачи искового заявления в суд. Стоит обратить внимание, что КАС РФ предъявляет специальное требование к лицу, которое может быть представителем по делу: наличие высшего юридического образования.

Важно уточнить, что граждане (физические лица) могут обратиться с исковым заявлением в суд с целью оспаривания кадастровой стоимости, минуя комиссию при Росреестре, в то время как для юридических лиц до августа 2017 г. был предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Но после вступления в силу с 10 августа 2017 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ предварительное обращение в Комиссию больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.

В зависимости от того, предшествовало ли подаче иска досудебное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости при Росреестре, в суд может быть подано:

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Непосредственно само исковое заявление может содержать следующие требования:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и Росреестр.

Административное исковое заявление должно отвечать требованиям ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ и содержать следующие сведения:

1. Наименование суда, в который вы направляете иск.

2. Ф.И.О., место жительства или место пребывания заявителя, дату и место рождения; наименование или Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании — если иск подает представитель; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.

3. Наименование административного ответчика и его местонахождение, а также номера его телефонов, факсов и адрес электронной почты (если известны).

К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

решение комиссии (при наличии);

документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);

документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

иные документы, подтверждающие требования.

С административным исковым заявлением по оспариванию кадастровой стоимости и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 15 ст. 20 КАС РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Читать еще:  Компания создает интернет-сайт. Как оформить отношения с разработчиками

Подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно в следующие сроки:

в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии — в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.

С 01.01.2017 административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в суд в электронной форме при наличии технической возможности для этого в суде.

Дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения может быть продлен максимум на один месяц. Дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена по решению суда, то для исчисления налога на имущество сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как правило, для вынесения решения по оспариваемой кадастровой стоимости судом назначается специальная (судебная) оценочная экспертиза. Цель судебной экспертизы — независимое (и для истца, и для ответчика) определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Именно по факту рассмотрения результатов оценки данной экспертизы и выносится судебное решение.

Рассмотрение дел об оспаривании кадастровой стоимости заканчивается, чаще всего, положительным решением суда, за исключением немногих случаев, когда, например, выявляются серьезные ошибки в представленных суду документах (некорректная дата, по состоянию на которую составлен отчет, и проч.).

Например, в 2017 г. в судах было инициировано 15 817 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 28 311 объектов недвижимости. В результате рассмотрения таких споров требования истцов были удовлетворены в отношении 8 164 исков, т.е. более чем в половине случаев.

Как оспорить кадастровую стоимость: инструкция для юриста

Все чаще вопрос об оспаривании кадастровой стоимости встает перед юристами компаний. Кто-то уже успел получить практический опыт в этой сфере, кто-то еще только собирается. Попробуем разобраться в деталях процедуры оспаривания кадастровой стоимости с точки зрения теории и практики.

Как определяют кадастровую стоимость

Определяется кадастровая стоимость путем проведения государственной оценки в соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее по тексту – Заказчик работ).

Результаты, полученные в итоге государственной оценки, являются общедоступными и вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Для получения сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка достаточно зайти на Публичную кадастровую карту Росреестра, отыскать свой участок и получить электронную справку, которая отражает такую информацию. Однако для официального обращения потребуется получить выписку из ЕГРН, содержащую сведения о размере кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Кто может выступать заявителем

Заявителем может выступить любое физическое или юридическое лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (п. 6 ПП ВС №28).

Досудебный порядок

Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Этапы оспаривания кадастровой стоимости

1. Заказываем выписку из ЕГРН, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и дате, на которую такая оценка осуществлена.

2. Готовим оценочный отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости на дату установления кадастровой стоимости.

3. Получаем положительное заключение СРО компании оценщика на оценочный отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

4. Обращаемся с соответствующим заявлением, к которому прикладываем отчет об оценке и положительное заключение экспертизы СРО в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия формируется при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации).

5. Через месяц (срок для рассмотрения обращений комиссией) после обращения в Комиссию получаем ответ, который может быть двух типов:

  • отказ в удовлетворении требований Заявителя;
  • удовлетворение требований Заявителя.

При этом Комиссия обязана уведомить заявителя о дате времени и месте рассмотрения заявления. Участие заявителя при рассмотрении Заявления является желательным, хотя каждый сам принимает для себя решение в этом вопросе.

6. В случае если Комиссия удовлетворит требования заявителя, «миссия» на этом заканчивается. Далее Росреестр самостоятельно вносит все необходимые сведения в ЕГРН на основании решения Комиссии, которое она направляет в Росреестр в течении пяти рабочих дней. В случае если Комиссия не удовлетворила требования заявителя, переходим на следующий этап.

7. После получения отказа, готовим Административное исковое заявление, которое может быть направлено на оспаривание действий (бездействий) Комиссии или на оспаривание кадастровой стоимости. В зависимости от выбранного типа обращения зависит порядок рассмотрения заявления в суде, а также применяемые нормы права.

В первом случае Административным ответчиком будет являться Комиссия, а во втором – государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Росреестр. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

8. При подаче заявления на оспаривание кадастровой стоимости к административному исковому заявлению прикладываем:

  • оригинал платежки об оплате госпошлины (2 000 руб. за каждый участок для ЮЛ и 300 руб. – для ФЛ);
  • оригинал Отчета об оценке стоимости объекта недвижимости;
  • оригинал положительной экспертизы СРО отчета об оценке;
  • нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости;
  • ответ Комиссии и др. документы.

Срок для рассмотрения подобного дела в суде составляет 2 месяца с момента обращения.

Важно! В целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (п. 5 ПП ВС №28). Надо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (п. 12 ПП ВС №28).

И напоследок совет: для того, чтобы сократить срок и обойти процедуру обращения в Комиссию (досудебный порядок урегулирования спора), можно подать сразу в суд от физлица – собственника или арендатора объекта недвижимости заявление (административный иск) об оспаривании кадастровой стоимости. При этом, в случае, если физлицо является арендатором, то в договоре аренды или в ином письменном документе собственник должен прямо выразить свое согласие на такие действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector