Исключительное право: кто получает и как защитить

Исключительные права работодателя

Вопрос на миллион. Штатный дизайнер нарисовал макет плаката, отдал его на конкурс и получил миллион за приз. У кого права на макет: у работодателя или дизайнера?

Юрист Дарья Тимохина помогает разобраться, у кого остаются права и что плохого, если они не у вас. Это статья для работодателей без патентов на изобретения.

Что такое исключительные права

Что защищают авторские права

Есть закон о защите интеллектуальной собственности — это четвертая статья Гражданского кодекса. Она защищает автора. Мы писали целую статью о том, кто такой автор и какие права под защитой, заглядывайте за подробностями.

Главное, что надо знать — у автора есть исключительные права. Они появляются с момента создания произведения. Дизайнер сохранил макет в Фотошопе — всё, у него исключительные права на макет.

Дизайнер Иван работает в веб-студии «Маркиза».

Иван нарисовал плакат, теперь он может продать его кому угодно, сжечь и развеять пепел над рекой Ганг или подарить.

А может отдать на конкурс и заработать на призе миллион. Если на плакате заработает «Маркиза», она нарушит закон.

Чтобы ничего не нарушать, права надо забрать себе. Подвох в том, что права сами по себе не переходят. Частая ошибка работодателей — думать, что раз они платят зарплату, а дизайнер работает в штате, значит, права автоматически переходят к ним. Это не так.

Не важно сколько получает дизайнер, если нет подходящих документов, права остаются у него. Это плохо.

Чем рискует компания

Если кратко, компания рискует деньгами — сотрудник может потребовать компенсацию за использование его работы или конкурент заберет ее себе. А теперь с подробностями.

Заплатить пять миллионов рублей. Исключительные права защищают возможность автора заработать на своем труде. Сделал что-то гениальное, отлично, зарабатывай на этом.

Штатные разработчики написали телеграм-бота для страховщика. Страховщик перестал им пользоваться и продал другой компании, а разработчикам не сказал.

Это нарушение исключительных прав, потому что разработчики не получили деньги, а могли бы заработать на продаже. Получается, работодатель присвоил деньги себе.

Если у работодателя нет прав на продукт и он его использует, сотрудник может потребовать компенсацию. Сначала просто попросить, а потом подать в суд.

В законе нет фиксированной суммы, зато есть вилка — от 10 000 рублей до 5 млн рублей за одну работу. Фотограф увидел пять своих фотографий на сайте, может получить с компании 25 млн рублей.

Размер компенсации определяет суд. Автор говорит, сколько стоит его работа и доказывает стоимость, а суд может согласиться или нет. За фотографии можно получить миллион.

«Восьмая заповедь» подала иск к «Аргументам и фактам» за использование ее фотографий.

Газета опубликовала фотографии с нарушением исключительных прав, и «Восьмая заповедь» запросила компенсацию в 1 080 000 рублей и 14 820 рублей за услуги нотариуса. Суд поддержал иск, газете пришлось платить.

Сотрудник вправе потребовать компенсацию в любой момент, хоть пока работает в компании, хоть через десять лет после увольнения.

Вспомним дизайнера из примера. Иван сделал плакаты, «Маркиза» развесила их на стенах — всё, компания использует его продукт. Раз у «Маркизы» нет исключительных прав на плакат, дизайнер может получить внеочередную «премию».

Кроме компенсации до пяти миллионов автор вправе потребовать выплату в размере двукратной стоимости экземпляров его творения или права использования творения. Стоимость определяет автор и доказывает в суде.

Размер выплаты может быть любым, хоть миллиард за фото, это вопрос доказательств и мнения судьи. Максимальная компенсация, которую эксперт статьи встречала в судебных делах — 200 000 рублей. Столько получил автор за свою фотографию в российском суде. Не факт, что сумма не увеличится в будущем.

Подарить свою работу. Конкурент может воспользоваться лазейкой в законе и забрать работу компании.

Дизайнер сделал всё тот же плакат. Он понравился конкуренту и конкурент его скопировал.

«Маркиза» решила оспорить право на плакат и запретить его использовать. Не получилось. У «Маркизы» нет исключительных прав на плакат, они есть только у Ивана, поэтому компания тут ни при чем. Всё что она может — попросить дизайнера подать в суд за нее.

Судебная практика говорит, что даже если копирование очевидно, но нет исключительных прав, получить компенсацию не получится.

«Артсофте лабз» подал иск к «Авто 1» о нарушении исключительных прав за использование текста на сайте. Артсофте хотела получить 3 млн рублей.

Суд отказал в компенсации. Одна из причин — Артсофте не смогла доказать, что владеет исключительными правами на текст.

Компания заказала текст у физлица, при этом она не показала договор, где автор передает исключительные права Артсофте лабз. Формально компания не имеет право на компенсацию, потому что это не ее текст.

Есть примеры, когда сотрудник подавал в суд на работодателя, но суд решал, что у компании были исключительные права. Примеров, когда сотруднику или конкуренту удалось доказать обратное почти нет.

Сотрудники чаще подают и выигрывают суд, если у них есть патент на свое изобретение или подтвердили свои права с помощью «Российского авторского права».

Сотрудница подала иск к работодателю — «Территориальная клубная система „Орехово“». По мнению сотрудницы, работодатель использовал ее музыку в спектакле без разрешения, а еще заработал на этом деньги

Компания пыталась доказать, что сотрудница написала в музыку в рамках обязанностей, но не удалось. Суд обязал компанию выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав, возмещение за моральный вред и судебные расходы.

В судебном решении нет суммы, но любой внеплановый расход мешает компании.

Сложно предсказать, будет ли больше судов за исключительные права и кто их будет выигрывать, но работодателям безопаснее подстраховаться сейчас.

Шаг 1. Написать о передаче прав

Единственный способ подстраховаться — подготовить груду документов. Возможно, не каждой компании стоит тратить на это время, тут решает каждый сам.

Первый шаг — написать в трудовом договоре о передаче исключительных прав. Для договора подходит фраза:

Все исключительные права на произведения, созданные работником в ходе выполнения трудового договора, принадлежат ООО «Маркиза».

Такая правка в договоре — минимальная подстраховка, скорее всего, ее хватит на разбирательства в судах. Включаете фразу в трудовой договор, просите сотрудников подписать, и готово. Исключительные права у вас.

Если сотрудники выпускают дорогой продукт и есть риск потратиться на компенсацию, держите еще три шага для подстраховки.

Шаг 2. Обновить обязанности в договоре

Следующий шаг — убедиться, что обязанности в договоре такие же, как в реальности. Об исключительных правах работодателя рассказывает 1295 статья Гражданского кодекса:

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В переводе это значит:

Если штатный сотрудник что-то сделал в рамках своих обязанностей, работодатель получает исключительные права.

Кажется, всё просто, такое определение касается всех сотрудников, поэтому нечего беспокоиться. Загвоздка в термине «служебное задание». Служебное задание — это не просто задание от руководителя, а обязанности по трудовому договору.

По трудовому договору Иван делает макеты для печати — буклеты, визитки, корпоративный журнал.

Директор «Маркизы» решил, что Иван здорово со всем справляется и поручил записать стоп-моушн для соцсетей. Ничего похожего на такое задание в трудовом договоре нет.

Если кто-то будет оспаривать права на стоп-моушн, «Маркиза» может проиграть суд.

Если планируете, что сотрудник будет делать что-то, кроме пунктов трудового договора, лучше обновить договор. Можно дописать новые обязанности в договор или написать: «Работник в ходе выполнения трудовых обязанностей создает служебные произведения».

Шаг 3. Разобраться со служебным заданием

Самый занудный шаг — служебные задания. Это официальное название, но по сути, обычное поручение, только на бумаге. Задание нужно, чтобы показать в суде: сотрудник работал в рамках договора и по поручению компании. Работа по заданию называется «служебное произведение».

У «Маркизы» есть корпоративный журнал, и редактор использует иллюстрации из гугл-картинок.

Допустим, Иван это заметил, расстроился и нарисовал свои иллюстрации. Раз он нарисовал по своей инициативе, у Маркизы нет исключительных прав на иллюстрации.

Или другой вариант. Иван вообще не заметил журнал и узнал, только когда директор дал поручение нарисовать иллюстрации, а к поручению написал служебное задание. С таким поручением компания получает права на иллюстрации.

Самое надежное — на каждое задание составлять отдельный документ и называть его служебным заданием. Официального бланка нет, компания может составлять его как угодно. Главное, чтобы из бланка было понятно:

  • кто что делает;
  • в каком формате компания принимает результат, например, на почту: mark@mark.ru;
  • в какие сроки;
  • подпись руководителя.

Официального бланка для акта тоже нет, но он такой же как для услуг. Пишете, кто что сделал и когда, прикладываете доказательства работы, например, макеты на флешке или зип-архив в почте.

Если составлять задание и акт на каждое действие сотрудника, уйдет много времени и сил. Поэтому есть второй вариант — писать поручения по электронной почте, а актом считать отчет сотрудника.

Чтобы такой вариант принял суд, в трудовом договоре должна быть фраза: «Работник в ходе выполнения трудовых обязанностей создает служебные произведения».

Еще одна подстраховка — собирать у сотрудника исходники и все варианты макета, текста и любой другой работы. Чем больше доказательств, что сотрудник работал по заданию, а не откуда-то всё скачал, тем больше веры в исключительные права компании.

Бывает, что суду не хватает доказательств, тогда компания проигрывает.

Информационное агентство «Социум» подало иск «Студии „Сувенир фильм“» за нарушение исключительных прав. Студия использовала видео агентства, и за это должна заплатить 1,4 млн рублей компенсации.

Записи готовил сотрудник Социума, поэтому агентство решило, что у него есть права на эти записи.

Суд посчитал иначе, почти дословная цитата:

«Социум» не доказал, что произведения создавались автором в качестве выполнения служебного задания работодателя или в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Это значит, что суд, может, и считает автора штатным сотрудником, но не готов признать исключительные права за Социумом.

Нельзя на сто процентов сказать, какой вариант лучше защищает работодателя. Пока в большинстве случаев выигрывают работодатели, даже если нет отдельного документа на каждое поручение.

Шаг 4. Платить за права

Гражданский кодекс говорит, что работодатель должен платить автору за служебные произведения. В нашем примере, за каждый макет дизайнера.

По закону стоимость определяет компания и сотрудник, поэтому непонятно, сколько платить и как. Вот рубль можно платить или мало? В законе ничего об этом нет.

Постановление Верховного суда: 19.06.15 № 15 и 29.05.06 № 9

Одно из решений — считать, что компания всё выплатила в зарплате. Получается, компания ничего дополнительно не платит, а если начинается суд, говорит, что вознаграждение зашито в зарплату. Проблема в том, что с такой позицией не согласен Верховный суд.

У юристов нет единого совета, как лучше поступать. Самое надежное — составлять отдельный договор на вознаграждение за служебные задания, установить сумму и платить. Но получается, что такой договор надо делать почти для каждого сотрудника, делить фонд зарплаты на саму зарплату и оплату за задания. Это занимает много времени и ресурсов.

Читать еще:  Юридическое заключение по итогам проверки объекта недвижимости

Чтобы сэкономить силы, есть такой совет: написать в трудовом договоре, что оплата за передачу исключительных прав входит в зарплату сотрудников, и указать размер, например, 20% от зарплаты. Если дело дойдет до суда, можно сослаться на трудовой договор.

Проблема с правами

Исключительные права дают возможность легально зарабатывать на результатах труда, например, с фильма, плаката, программы

Изначально права только у сотрудников, они не переходят автоматически к работодателю

Если сотрудник не передал права, он может потребовать компенсацию за свою работу или конкуренты оспорят право на эту работу

Для передачи прав надо, как минимум, изменить трудовой договор

Написать в договоре

Пункт о передаче исключительных прав

Всё что делает сотрудник — он делает по служебному заданию

В размер зарплаты входит стоимость за служебные произведения

возможная компенсация за нарушение исключительных прав

Что такое исключительное право и как его защитить?

Автору любого объекта интеллектуальной собственности принадлежат исключительные права на результаты его труда. Что такое эти исключительные права? Какие они? Значит ли это, что только творец может обладать своим произведением или изделием? Подлежат ли передаче авторские права?

Постараемся ответить на поставленные вопросы.

Исключительные права

Исключительное право – комплекс имущественных, неимущественных и иных прав субъективных на объект интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ).

Особенностью этого института является сохранение прав авторства на вещь у творца даже при отчуждении этой самой вещи иному лицу. Например, покупая книгу или картину, человек не может претендовать на то, чтобы называться творцом этих объектов, но права собственности на результат деятельности автора к покупателю безусловно переходят.

Права собственности и исключительные права – категории абсолютно разные. Право собственности предполагает полное господство хозяина над имуществом. Запрет на вмешательство других лиц носит в этом случае дополнительный характер. Если же речь идёт об исключительном праве, то исключение иных лиц от вмешательства в права автора – основа этой категории. Отсюда исключительное право и получило своё название – оно исключает или устраняет иные субъекты от господства над созданными автором объектами.

Исключительные права могут переходить в пользование другим лицам или отчуждаться.

В первом случае возникают исключительные права и неисключительные права. Исключительными обладает автор, неисключительными – тот, кому они переданы в пользование.

Если речь идёт об отчуждении прав, то имеется в виду полная передача объекта контрагенту со всеми правами на него, в том числе исключительными.

Такая сделка обычно сопровождается заключением договора. Анализ судебной практики (допустим, Постановление ВАС № 5816/11) свидетельствует о том, что даже на проектную документацию в сфере строительства всегда следует составлять отдельный договор на передачу авторских прав на объект, иначе никаких корректировок заказчик в проектную документацию вносить не сможет – только автор. Стоимость передачи исключительных прав оговаривается отдельно.

Возникновение и действие исключительных прав

Различные объекты интеллектуальной собственности имеют разный объём исключительных прав. Кроме того, период их действия в силу особенностей разных групп объектов также отличается.

  1. Объекты авторского права. По закону считается, что права на эти объекты не подлежат государственной регистрации, поэтому исключительное право на произведение появляется у творца сразу после его создания. Исключительное право на произведение означает, что автор может беспрепятственно использовать его по личному усмотрению с целью получения прибыли или без таковой: воспроизводить, записывать в любых количествах, распространять, показывать, импортировать, сдавать в прокат, транслировать и т.д.

Срок действия исключительного права на произведение длителен – вся жизнь автора плюс 70 лет, которые отсчитываются с 1 января последующего календарного года после его кончины.

При отчуждении или передаче прав, договор об этом не подлежит госрегистрации за исключением двух объектов – программного обеспечения и базы данных. Договор об отчуждении исключительного права, а также переход прав на эти объекты необходимо дополнительно регистрировать в Роспатенте.

  1. Объекты смежных прав. Их создание наделяет автора различными исключительными правами. Срок их действия отличается зависимо от объекта. Отсчёт сроков начинается с момента выхода в эфир, обнародования или публикации объекта.
  2. Объекты патентного права. Исключительное право на пользование ими возникает с даты внесения заявки на выдачу патента в Роспатент. Момент создания объекта роли в этом случае не играет.

Автор технического или научного решения имеет право проводить со своим объектом незапрещённые сделки, перевозить, хранить, защищать и применять его как считает нужным. Договор об отчуждении исключительного права и переход прав подлежат госрегистрации. Права прекращают существовать вместе с окончанием срока, на который выдан патент.

  1. Объекты селекционных достижений. Исключительные права на эти объекты позволяют автору беспрепятственно размножать, воспроизводить, продавать транспортировать и хранить выведенные семена или племенной материал. Права действуют 30 лет с момента госрегистрации.
  2. Топологии интегральных микросхем. Автор вправе воспроизводить свою топологию, продавать, заключать сделки, где она является объектом, или беспрепятственно транспортировать. Исключительные права на этот объект появляются с началом использования топологии и принадлежат автору на протяжении 10 лет.
  3. Ноу-хау. Данный объект не подлежит госрегистрации. Права на него действуют пока сохраняется секретность сведений, входящих в содержание ноу-хау. Компания, использующая в своей деятельности какую-либо конфиденциальную информацию, вправе распоряжаться ею любым дозволенным способом.
  4. Средства индивидуализации. Все объекты, входящие в эту группу, кроме коммерческого обозначения, подлежат госрегистрации в специальных реестрах. Исключительные права появляются с момента подачи соответствующей заявки о регистрации в Роспатент. Срок их действия – 10-летний период. Передача исключительных прав подлежит госрегистрации.

Резюмируя, можно сказать, что автору объектов интеллектуальной собственности принадлежит практически неограниченный комплекс прав.

О передаче исключительных прав на большинство объектов необходимо сообщать в Роспатент.

Предоставление исключительных прав иным лицам

Законодательством предусмотрена возможность автора передать исключительные права иным лицам (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Передача исключительных прав оформляется в виде договора или в других дозволенных формах.

Автор может распорядиться своими правами следующими способами.

  1. Заключить договор об отчуждении исключительного права. Этот вариант передачи исключительных прав считается наиболее распространённым. В рамках соглашения могут отчуждаться практически все объекты, созданные благодаря интеллектуальной деятельности (исключение – некоторые средства индивидуализации, например, место происхождения продукта).

Договор об отчуждении исключительного права обладает такими особенностями:

  • целью договора является передача прав автора иному лицу, которое получает возможность полностью распоряжаться переданным объектом пока действуют исключительные права;
  • у автора могут сохраняться лишь личные неимущественные права (например, когда передаётся исключительное право на произведение, его творец всё равно имеет право считаться автором);
  • к приобретателю переходят договорные обязательства в рамках лицензионных соглашений, заключённых ранее правообладателем;
  • приобретатель получает все имущественные права в отношении передаваемого объекта;
  • приобретатель получает неограниченное право распоряжения объектом (обременения могут быть основаны лишь на лицензионных соглашениях).

Госрегистрация договоров обязательна для отчуждения:

  • объектов патентного права;
  • средств индивидуализации;
  • топологий, баз данных и программного обеспечения (если они были ранее зарегистрированы в Роспатенте).

Процедура регистрации описана в Постановлении Правительства РФ № 1416.

  1. Заключить лицензионный договор. Речь идёт о продаже исключительных прав для их использования в деятельности иных лиц. При этом абсолютные права на объект не передаются, автор остаётся полноценным собственником своего творения.
  • использование объекта в пределах, предусмотренных соглашением;
  • государственная регистрация для договоров, в которых речь идёт о передаче объектов, подлежащих патентованию;
  • может заключаться лицензиаром с неограниченным количеством лиц;
  • срок, на который заключается соглашение, не может быть более длительным, чем период действия патента или специального свидетельства;
  • при передаче исключительного права другом лицензиару, соглашение не теряет законной силы.

Существует несколько разновидностей лицензионных договоров. Наиболее распространённым считается договор коммерческой концессии, в котором в использование передаётся не один объект, а несколько. Например, и товарный знак, и ноу-хау.

  1. Передать исключительные права в залог. Залог исключительных прав возможен только в отношении прав, подлежащих отчуждению. То есть, заложить личное неимущественное право нельзя. Залоговым договором устанавливается запрет на отчуждение прав залогодателем иным лицам без разрешения залогодержателя.

Взыскание на залоговое имущество осуществляется по общим правилам залоговых правоотношений – как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Также переход исключительных прав практикуется и без договора. Допустим, когда исключительные права переходят по наследству или передаются вследствие правопреемства при реорганизации юрлиц и т.д. Если права переходят к правопреемнику в отношении объектов, на которые выдан патент или специальное свидетельство, то этот переход прав подлежит также госрегистрации.

Забудьте о «неисключительных правах»!

В этой статье речь пойдет об очень распространенной ошибке, встречающейся при заключении лицензионных договоров. Чаще всего она встречается в отношениях авторов и издателей. Уже не первый раз ко мне обращаются клиенты (авторы и сами издательства) по вопросам, возникающим при работе по уже заключенным лицензионным договорам. Обычно вопрос начинается со слов «между автором и издательством заключен договор о передаче неисключительных прав на такой-то срок. ». Когда я такое слышу, то уже понимаю какие проблемы есть у сторон. А ведь проблемы эти, могут оказаться весьма серьезными.

Все дело в том, что действующее законодательство не содержит понятия «неисключительные права». Такая формулировка содержалась в законе до 2008 года, но сейчас, когда отношения в области интеллектуальной собственности регулируются 4 частью ГК, такого понятия нет. Несмотря на это, многие издательства продолжают с упорством паровоза использовать это понятие и строят на этом правоотношения с автором.

Давайте разберемся, какие понятия в отношении распоряжения результатами интеллектуальной деятельности существуют сейчас .

1. Отчуждение исключительного права на произведение. Исключительное право – это имущественное право. Первоначально оно возникает у автора, но впоследствии может принадлежать и другому лицу. Если проводить некую аналогию, то его можно сравнить с правом собственности. Исключительное право может быть отчуждено по договору от отчуждении исключительного права. Исключительное право отчуждается в полном объеме (ст.1234 ГК РФ) без любых ограничений и на весь срок действия исключительного права. После заключения такого договора автор теряет возможность распоряжаться исключительным правом на произведение, а сохраняет лишь личные неимущественные права (такие как право на имя, право авторства и т.п.).

2. Предоставление права использования произведения. Правообладатель (тот, кто обладает исключительным правом) вправе предоставить другому лицу право использования произведения. Для этого заключается лицензионный договор. Это как раз та ситуация, когда ошибочно используется формулировка 1993 года и заключается договор о предоставлении неисключительных прав. Лицензионный договор заключается на определенный срок, и лицензиат вправе использовать произведение только теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

В свою очередь лицензионные договоры могут делиться на договоры о предоставлении исключительной лицензии и неисключительной лицензии.

а) исключительная лицензия – это предоставление права использования произведения без сохранения за правообладателем права выдачи лицензий другим лицам. Обратите внимание: именно тот, кто предоставляет право в данном случае лишается возможности заключения аналогичных договоров. Это дает возможность пользователю произведения получить эксклюзивные права, которых не будет больше ни у кого.

б) неисключительная лицензия — предоставление права использования произведения с сохранением за правообладателем права выдачи лицензий другим лицам. То есть правообладатель праве заключать такие же договоры на то же произведение с кем угодно.

Кроме того, лицензионные договоры делятся еще и по признаку возможного или невозможного сублицензирования т.е. договором может быть предусмотрено или не предусмотрено право уже пользователя на предоставление права использования этого произведения.

Читать еще:  Договор с обременительными условиями

Чем может быть опасно использование в договоре неактуальных формулировок? Прежде всего, расхождением в понимании сути правоотношений, регулируемых договором. Издатель, например, может подразумевать под «неисключительными правами, предоставленными на 5 лет» совсем не то, что автор. Из-за этого возникают споры, эти споры передаются в суды, а суды вынуждены цепляться за какие-то обрывки здравого смысла, содержащиеся в подобных договорах, и тем или иным образом квалифицировать отношения сторон или же признавать договоры или отдельные их условия недействительными. Кстати, даже в официальных документах появляются подобные ошибки. Особенно этим грешит Минфин. В своих позициях, предназначенных в основном для бухгалтеров, это ведомство с завидным постоянством использует понятие неисключительных прав, что видится очень странным.

Так что, друзья, если Вам в договоре встречаются «неисключительные права», перечеркивайте такой документ, даже не читая его дальше. Идите к юристу и просите привести договор в соответствие с действующим законодательством. Это избавит Вас от многих проблем в будущем.

Авторское право в интернете. Памятка

Чтобы к проекту не было претензий со стороны закона, важно соблюсти ряд формальностей. UPLAB рассказывает, что нужно помнить о защите авторского права.

Идеально, если вы всегда будете использовать только оригинальный, авторский контент. Но так получается не всегда — иногда приходится обращаться к чужим источникам. Избежать конфликта с правообладателем поможет знание закона об авторском праве.

Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы. Это указано в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) — далее ГК РФ.

Статья 1259. Объекты авторских прав

«1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения».

Но это еще не всё. Вот что гласит пункт 2: «К объектам авторских прав относятся:

  • Производные произведения (представляют собой переработку другого произведения).
  • Составные произведения (представляют собой результат творческого труда)».

Этот пункт относится к сайтам и аккаунтам в соцсетях — они также являются объектами авторского права и интеллектуальной собственности.

А вот что говорит пункт 7:

«7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Если говорить о сайте, то закон защищает его название, дизайн, весь контент и базу данных. Страница или группа в соцсетях также под защитой, поскольку так или иначе являются результатом интеллектуальной деятельности.

Кроме того, защищены любые персонажи — это особенно актуально для соцсетей, где нередко продвигают свое творчество художники и авторы комиксов.

Исключения

Согласно п.5 и п.6:

«5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Авторское право защищает реальные объекты — то, что уже написано, сфотографировано, записано на камеру, опубликовано. Всё, что находится в «мире идей», авторское право не защищает, поскольку определить источник не представляется возможным. При этом нет разницы, публиковался ли где-то материал, — вы уже защищены как автор.

«3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Права автора защищает статья 1255 ГК РФ. Рассмотрим второй пункт в ней:

«2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения».

Указанные права относятся к личным неимущественным правам гражданина. Их защищает отдельная статья Гражданского кодекса .

Что это значит на практике?

Никто без разрешения автора не имеет права:

  • Публиковать произведения.
  • Использовать их для коммерческих или иных целей.
  • Присваивать себе авторство или изменять имя автора.
  • Компилировать, обрезать или каким-либо образом изменять исходный материал.

Всё перечисленное — нарушение авторских прав.

То есть повсеместная практика — обрезка изображений и логотипов, создание коллажей — незаконна, если автор не дал согласия. То же касается всех видов контента — текста, видео, любой графики. Вы должны запросить у автора право на исключительные права — купить, получить письменное разрешение или воспользоваться лицензией Creative Commons . Последнее — это публичные лицензии, с помощью которых авторы свободно распространяют свои произведения, а потребители контента могут легально ими пользоваться.

Еще один важный момент — запрет на использование чужих материалов включен по умолчанию. Если автор прямо не разрешил пользоваться своим произведением, значит вам нельзя.

Согласно п. 1 статьи 1229 ГК РФ:

«Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

9 июня 2015 года пленум Верховного суда РФ разъяснил что:

«…обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в интернете, и общедоступность такого изображения не дает иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица».

Ответственность за нарушение авторских прав

Доказать свою правоту автору несложно — достаточно предоставить суду скриншоты. Если даже правонарушитель удалит нелегальный контент, доказательства можно найти в кеше поисковых систем.

Любой нелегально использованный контент — это риск. За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Нашей темы касается п. 1 статьи 146 УК РФ — «Нарушение авторских и смежных прав».

«1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

Здесь вступает в силу статьи 1252 ГК РФ — «Защита исключительных прав».

«1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;
3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб…».

Лица, которые нарушили права автора будут обязаны возместить убытки или выплатить компенсацию. Размер компенсации заявляет истец, а определяет суд. Причем иск может быть направлен ко всем лицам, которые принимали участие в нарушении права.

Срок действия авторских прав

«1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти».

Изображения, тексты и музыка, срок действия авторских прав на которые истек, могут использоваться без ограничений. Сюда относятся старинные картины, иллюстрации, средневековая музыка, классическая литература и прочее. Контент, возраст которого меньше 150 лет, наверняка имеет автора или его наследников.

Легальное использование контента

Можно ли использовать чужой контент и как это сделать? Закон предусматривает несколько вариантов применения объектов чужих авторских прав: с разрешения автора, а в ряде случаев и без его согласия.

С разрешения автора

Произведением можно воспользоваться с письменного согласия автора — документальное подтверждение очень важно. Подойдет письменное разрешение, согласие посредством электронной почты, на худой конец — переписка в соцсетях.

«Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

«Допускается без согласия автора… и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» — «цитирование…в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора… произведений в объеме, оправданном целью цитирования…».

При этом следует учесть, что цитирование не должно превышать 30% от общего объема текста. Кроме того, цитата должна быть прямой и с указанием автора.

Без согласия автора

В ряде случаев, которые перечислены в Гражданском кодексе, возможно использование произведений без согласия автора:

Можно использовать фотографии и видеоматериалы для использования в новостях, репортажах, информационных и обучающих материалах. Разумеется, со ссылкой на автора и без изменения оригинала.

Подведем итог

Основные моменты в авторском праве, которые касаются контента, регулируются главами «69. Общие положения» и главой «70. Авторское право» раздела VII Гражданского кодекса России. Они пришли на замену закону «Об авторском праве».

Когда можно свободно использовать контент:

  • Контент — вашего собственного авторства.
  • Вы получили письменное согласие автора на использование его произведений.
  • Вы купили контент (изображения с фотостоков, видеостоков и т. д.)
  • Вы получили исключительные права — по лицензионному или трудовому договору.
  • Материалы находятся в свободном доступе с разрешения автора (бесплатные фотостоки, базы с музыкой и видео с лицензией Creative Commons).
Читать еще:  Специальные требования к исковому заявлению

За иностранными авторами закрепляется ряд неимущественных прав: право на защиту репутации, право на обнародование произведения, право на имя и право на авторство. Об этом прямо указано в п. 3 ст. 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Права иностранцев защищаются по принципу национального режима. Это значит, что физические и юридические лица других государств в отдельных видах правоотношений приравниваются к гражданам страны. Также могут действовать двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Как защитить свое авторское право?

5 шагов для восстановления исключительного права автора

Галина Добрякова, доктор юридических наук в сфере защиты авторского права и основатель сервиса защиты авторов ireg.pro, написала для КД колонку о том, что делать, если вы обнаружили, что вас бесстыдно копируют и присваивают себе ваши нематериальные активы. Как обезопасить себя от пиратства за 4 минуты? Стоит ли начинать борьбу?

…У любой существующей компании есть исключительные права на свой логотип, сайт, дизайн и упаковку продукции, фирменный стиль, коммерческие предложения по товарам и услугам и права на их защиту. Исключительное право компании возникает на объекты авторского права в момент создания произведения, но поскольку установить данный момент крайне трудно, это исключительное право надо оформлять.

Если компания все оформила и пользуется своим правом на защиту, значит, эти люди осознают, что игнорирование нематериальных активов может привести к очень печальным последствиям. Например, предпринимателя могут вынудить заплатить тому, кто оформил на себя авторское право, большую сумму. Или начинать все заново.

Наверняка вы думаете, что это касается только больших международных бизнесов, но практика показывает иначе. И всем, кто считает, что права можно оформить «когда-нибудь потом», посвящается решение суда по интеллектуальным правам. Далее приведены живые истории из наших архивов.

Дело 1. Было ваше — будет того, кто зарегистрировал

ИП Борисенко Г.О. (дизайнер бижутерии) придумала слово «GALOLBO», которое составлено из начальных букв ее имени, отчества и фамилии, и использовала его в качестве псевдонима (GALA GALOLBO) при указании авторства на изготовленные ею аксессуары. Работы Автора под указанным псевдонимом продавались в центральных магазинах (например, «Цветной», «Lotte Plaza» и др.). В 2008 году она зарегистрировала доменное имя galolbo.com, которое использовалось для сайта по продаже ее работ в интернете.

В 2013 году GALA GALOLBO узнала, что ИП Костина М.А. незаконно использует обозначение «GALOLBО», продавая бижутерию, не имеющую отношения к «GALOLBO», что подтверждено решением Замоскворецкого суда г. Москвы от 28 декабря 2015 г. по делу № 2-5978/2015.

В процессе рассмотрения дела № 2-5978/2015 ИП Костина М.А. зарегистрировала на себя товарный знак «GALOLBO» (13 декабря 2013 года — дата приоритета; 25 февраля 2015 года — дата регистрации товарного знака).

И затем предъявила к ИП Борисенко Г.О. (GALA GALOLBO) иск с требованиями:

1. запретить ИП Борисенко Г.О. использовать обозначение, сходное с товарным знаком «GALOLBO» в интернете, в том числе в доменном имени galolbo.com;

2. запретить ИП Борисенко Г.О. использовать товарный знак «GALOLBO» при изготовлении и реализации продукции 14 и 25 классов МКТУ;

3. изъять из оборота и уничтожить за счет ИП Борисенко Г.О. контрафактные товары, на которых размещен товарный знак «GALOLBO»;

4. взыскать с Ответчика компенсацию за незаконное использование товарного знака в размере 500 000 рублей.

Постановлением СИП было поддержано решение суда первой инстанции, удовлетворившей иск практически полностью (с отменой апелляционного постановления). В итоге с GALA GALOLBO были взысканы 300 000 рублей компенсации + 13 800 рублей госпошлины + 3000 рублей на расходы за подачу кассационной жалобы.

Причем дизайнеру пришлось не только отказаться от домена, но и поменять псевдоним: теперь она — Gala i-QU.

Сейчас неясно, почему Автор не предъявила доказательств авторства (возможно, их не было, чтобы противопоставить товарному знаку права на логотип) и не подтверждала права на псевдоним, сосредоточившись в своей защите только на недобросовестной конкуренции, но этот случай подчеркивает, что невнимание к оформлению прав компании может стоить самой компании.

Особенно важно оформлять права компании, когда интеллектуальная собственность создается одним из партнеров/участников или несколькими партнерами/участниками или группой разработки. Не секрет, что все, как правило, хранится в цифровой форме, и это понятно и правильно — зачем хранить тонну бумаги, которая все равно не отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Дело 2. Все, что компания создавала 10 лет, можно потерять за 1 день

Автор 2063-х статей однажды утром проснулся и внезапно обнаружил, что его права нарушены. Его имя на портале было заменено словом «редакция», а контроль над сайтом полностью утрачен.

Бизнес, который 4 партнера создавали 10 лет, оказался у 1 партнера за 1 день. Только потому, что у него был доступ к панели администрирования доменных имен и пароль.

Для защиты Автор обратился в суд, но суд потребовал доказательств авторства. Мы принесли в суд 18 папок по 300 листов каждая, чтобы предоставить статьи в объективной форме. Но суд сказал, что считает подтвержденными только те права, которые зарегистрированы, и те статьи, которые опубликованы в журнале.

Из 2063-х статей осталось 27, и Автору присудили за нарушение издевательские 80 тысяч рублей.

Решение Видновского городского суда № 2-3/2013 (2-2084/2012;)

Автора понять просто — регистрировать такой объем прав весьма дорого, в 2012 году онлайн-регистрации еще не было, и все приходилось регистрировать на бумажных носителях, оплачивая до 3000 рублей за депонирование. Но сейчас все обстоит иначе, и можно не повторять таких ошибок.

Кроме того, вопреки сложившемуся убеждению, защита от пиратов возможна. Этим пользуются не только корпорации, кинокомпании и Apple.

Защищаться от пиратов можно по-разному — через социальные сети, интернет или даже Яндекс. Ведь иногда бывает, что пираты не только нарушают права на дизайн, технологию и упаковку, но и активно рекламируют это, при этом компания-правообладатель теряет прибыль и трафик (как при реализации пиратского программного обеспечения). Самое неприятное — потеря репутации, если пират слишком похож на оригинал, но производит товар плохого качества или оказывает некачественную услугу, а негатив возникает к аутентичному производителю.

Итак, что возможно предпринять, если вы обнаружили, что вас пиратят?

Что делать, если нарушено ваше исключительное авторское право

1) Определить вид нематериального актива

К нематериальным активам относятся: результаты интеллектуальной деятельности, право патентообладателя, исключительное авторское право на программы и базы данных, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации.

В зависимости от вида нематериального актива будет меняться обоснование претензии, сама технология останется неизменной. Если есть товарный знак и пират использует те же классы товаров и услуг, что в свидетельстве на товарный знак, то будет нарушение прав на товарный знак. Но если классы не совпадают — допустим, у вас товарный знак на косметику, а продаются ювелирные украшения — тогда товарный знак не защищает ваше право на ювелирные украшения. И в данном случае следует исходить из авторских прав на логотип в графической форме.

Компания также может защитить авторские права на логотип в графической форме, который идентичен или сходен до степени смешения с тем, который используют пираты, однако в этом случае основанием будет не производство товаров/оказание услуг под этим логотипом, а нарушение авторских прав и недобросовестная конкуренция. Если дело не в логотипе, а в дизайне, то претензия будет об устранении нарушений авторского права на дизайн, но следует понимать, что авторские права охраняют только охраняемые объекты — допустим, определенный дизайн (а не просто сочетание цветов).

Для составления претензии объекты авторского права должны быть оформлены, и следует быть готовым к тому, что их будет необходимо подтвердить. Подтвердить их можно свидетельством о регистрации, договором с Автором, либо протоколом нотариального заверения подписи на экземпляре, либо обязательным экземпляром.

2. Найти данные нарушителя авторского права

По умолчанию нарушителем и получателем претензии является администратор доменного имени. Разумеется, если сайт компании-нарушителя содержит контактные данные, то будет правильно направить претензию на два адреса — контактному лицу на сайте и администратору доменного имени.

Администратора доменного имени можно найти здесь на Whois. Фамилии, имени и отчества там может и не быть, а контактный адрес для связи будет точно. Ответ не гарантируется, но претензию следует направить обязательно.

Дело 3. У каждой компании есть доменное имя, но кто контролирует администратора?

Возможно, при смене генерального директора сайт компании уйдет вместе с ним?

В нашей практике был случай, когда доменное имя компании pivinadom.ru зарегистрировал генеральный директор, причем он же и оплатил доменное имя со своей банковской карты. При увольнении встал вопрос о передаче администрирования, компания отказалась оплачивать директору стоимость его услуг и подала на него в суд.

Суд компания не выиграла по двум причинам — во-первых, в обязанности директора не входит подбор и регистрация доменных имен, а во-вторых, компания не оплачивала ни регистрацию, ни продления доменного имени. А ведь доменное имя — это не просто сайт, который можно перенести на другой хостинг, и он будет там успешно функционировать. Это еще и посетители сайта, люди, у которых сайт в закладках, отработанная рекламная компания по привлечению на сайт, статьи в журналах с указанием сайта. И да, мы защищали директора.

Кстати, рекомендуем проверить, кто является администратором вашего доменного имени и в достаточной ли мере защищен ваш бизнес.

3. Зафиксировать нарушения авторских прав

Лучше всего нарушения авторского права фиксируют скриншоты, на которых видно адрес ресурса (сайта, портала или страницы) и сам материал, нарушивший авторское право. Если это реализация товара, то лучше всего сделать скриншот товара в корзине, чтобы зафиксировать его стоимость, либо страницу с описанием товара и цены. (Предположим, кто-то в интернете продает сумку Гуччи, а вы — официальный дистрибьютор.)

Скриншоты следует сохранить: они понадобятся и для претензии и для обращения в суд с требованием о блокировке домена.

4. Направить претензию

Чтобы отправить претензию, нужно подготовить доказательства авторства, доказательства нарушений и сведения о себе как об авторе произведения и, разумеется, требование — устранить нарушение авторского права, убрать контент или добавить ссылку на источник и выплатить компенсацию.

Требования формулируются так, как хочет правообладатель, в шаблоне претензии можно выбрать вариант с компенсацией и без.

Также можно составить претензию о рекламе в Яндекс.Директ.

Яндекс дает возможность сообщить о нарушении авторского права. Обладатели исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности (музыка, книги, фильмы, программное обеспечение), у которых есть претензии к рекламе, размещенной на интернет-ресурсах Яндекса третьими лицами, могут написать заявление в определенном порядке. Заявление вместе со всеми необходимыми документами нужно направить в ООО «Яндекс» по адресу: 119021, Москва, Льва Толстого ул., д. 16 (с пометкой «Для юридического департамента»).

5. Обеспечить блокировку ресурса нарушителя

Блокировка ресурса через Роскомнадзор осуществляется путем заполнения формы. Заблокировать ресурс можно за нарушение законодательства об информации, если информация на ресурсе нарушает закон об информации, но в подавляющем большинстве случаев блокировка осуществляется на основании решения Мосгорсуда или определения об обеспечительных мерах.

Пройдя эти 5 несложных шагов, вы сможете отстоять свое исключительное авторское право.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector