Обеспечение заявки в электронном аукционе по закону 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.

Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы.

Согласно 44-ФЗ внесение обеспечения заявки на участие является обязательным только в таких видах закупки, как аукцион и конкурс.

Также, данное требование может быть выставлено при проведении запроса предложений, но только в случае, когда данный метод закупки применяется после несостоявшегося аукциона или конкурса.

Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.

Всю информацию о предстоящей закупке заказчик публикует в тендерной документации:

срок приема заявок участников;

дата и время проведения закупки;

размер обеспечения заявки, соответственно законодательству.

Существует несколько вариантов обеспечения заявки по 44-ФЗ, это:

  1. денежные средства , которые могут быть собственными средствами подрядчика, тендерный займ или тендерный кредит;
  2. банковская гарантия .

Но в отличие от денежных средств, банковскую гарантию можно применять не всегда, а только в отдельных видах тендера. Рассмотрим подробнее, какие они бывают и какое обеспечение заявки требуется в каждом случае.

Важно: согласно новым правкам 44 Федерального Закона, с 1 июля 2019 года участник закупки сможет по собственному желанию вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами, не зависимо от вида закупочной процедуры.

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Внесение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе регламентируется ч. 2, ст. 44 ФЗ-44.

Данный вид закупок является самым распространенным и имеет свои особенности, что касается обеспечения, то оно может быть только в денежной форме и должно вноситься на специальный счет в банке, который открывает участник закупок. Денежные средства должны находиться на этом счете на момент подачи заявки, затем они будут заблокированы в размере, установленном тендерной документацией.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 44-ФЗ за 2 часа

единоразовая комиссия без годовых процентов и переплат

Обеспечение заявки в конкурсе

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Размер обеспечения заявки

Он зависит от начальной максимальной цены контракта, а именно процентная ставка, которая применяется для расчета — ч.14, ст.44 ФЗ-44

    В случае, если НМЦК составляет от 5 до 20 млн руб., то ставка составляет от 0,5% до1% от стоимости контракта.

Если начальная цена более 20 млн руб., то заказчик в праве установить обеспечение конкурсной заявки от 0,5% до 5% от стоимости.

Примечание: размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, НМЦК в которых составляет от 1 до 5 млн. руб., определяется в пределах, установленных для контрактов, НМЦК в которых составляет от 5 до 20 млн. руб. (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911).

Но 44 Федеральным Законом также предусмотрена ставка 2%. Данное правило применяется относительно следующих организаций:

— учреждений уголовно-исправительной системы;

— субъектов малого предпринимательства;

— социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обеспечение заявки банковской гарантией

Как уже говорилось выше, при проведении некоторых видов закупок обеспечение заявки по 44-ФЗ возможно вносить не денежными средствами, а банковской гарантией. К данному документу предъявляется ряд требований.

Во-первых, стоит отметить, что каждая гарантия выдается под определенную закупку.

Во-вторых, она должна быть безотзывной и срок ее действия должен быть не менее 2-х месяцев после окончания приема заявок.

Также, есть ряд требований к информации, которая должна быть отражена в данном документе:

срок действия гарантии;

обязательства принципала, гарантом исполнения которых выступает банк;

условие о том, что гарант считается исполнившим свои обязательства при перечислении денежных средств на счет заказчика;

список документов (установленных Правительством РФ), которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом выплатить возмещение, согласно условиям банковской гарантии;

обязанность гаранта в уплаты неустойки, в случае просрочки выплаты по договору;

Каждая выданная гарантия должна вноситься банками в официальный реестр банковских гарантий, тем самым подтверждая свой правовой статус.

Совет: выбирая способом обеспечения заявки в конкурсе банковскую гарантию, стоит убедиться, что банк, выдавший документ, находится в списке МинФина и является реестровым банком на право выдачи данного документа.

Если все эти условия соблюдены, то можно быть уверенным, что заказчик примет документ в качестве обеспечения участия.

Возврат обеспечения заявки

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

закупка была отменена;

заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

поставщик не выиграл закупку;

если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

В случает внесения собственных средств в конкурсе или закрытом аукционе возврат осуществляется на счет подрядчика. Если же проводился электронный аукцион, то деньги разблокируются на счете участника на площадке оператора ЭТП и снова станут доступны для участия в других торгах на данной площадке. В случае, когда подрядчик хочет вывести средства с электронной площадки, он должен направить запрос оператору и получить деньги на свой счет в течение трех дней.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.

Возврат обеспечения не происходит в следующих случаях:

Сроки возврата обеспечения заявки на участие по 44-ФЗ

Срок возврата обеспечения участия в торгах зависит от того, в каком именно виде закупки участвовал поставщик:

  1. Если речь идет об электронном аукционе, то при наступлении одного из случаев возврата — денежные средства должны быть зачислены на счет подрядчика на электронной площадке в течение одного рабочего дня. После он может или вывести их с площадки или использовать для участия в другой закупке.
  2. Если речь идет о конкурсе или закрытом аукционе, то деньги возвращаются в течение 5 рабочих дней. В зависимости от того, своими денежными средствами или заемными подрядчик вносил обеспечение заявки на участие, они перечисляются на счет участника или счет организации, предоставившей займ.
  3. Победителю закупки деньги возвращается только после подписания контракта.

Если у вас остались какие-либо вопросы по получению и внесению обеспечения для участия, вы можете оставить заявку на нашем сайте, и специалисты компании РусТендер проконсультируют по всем возникшим вопросам.

©ООО МКК «РусТендер»

Как обеспечить заявку на участие в торгах госзаказа?

В каких случаях и каким образом поставщик должен обеспечивать свою заявку при участии в торгах системы госзаказа?

Каким способом может быть обеспечена заявка

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

Читать еще:  Результаты интеллектуальной деятельности

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • процедура определения поставщика отменена (п. 2 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик отозвал заявку до окончания срока подачи заявок (п. 4 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик подал заявку на участие в определении поставщика после окончания срока подачи заявок (п. 5 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • заявку поставщика отклонили по результатам рассмотрения первых частей (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе (п. 3 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • во время торгов поставщик не подавал предложений (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения вторых частей (ч. 24 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик не стал победителем по результатам оценки заявок на участие в конкурсе или по результатам подведения итогов аукциона (п. 1 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в согласовании контракта с единственным поставщиком (п. 7 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ).

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу). В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Обеспечение заявки путем предоставления банковской гарантии

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени, хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде. Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис». Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет без посещения офиса банка.

Стоит отметить, что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись. Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Читать еще:  Иностранные работники высокой квалификации. Как упростился порядок приема на работу

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб. Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит. И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб.

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Дата публикации: 16.01.2019

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в конкурсе или аукционе является обязательным требованием. Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ определяется в документации к электронному аукциону или открытому конкурсу. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечение заявки, возвращаются добросовестному участнику закупки или удерживаются при нарушении 44-ФЗ.

Зачем нужно обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ как и дальнейшее обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ помогает гарантировать исполнение поставщиками взятых на себя обязательств в процессе участия в государственных закупках.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ:

  • Подтверждает наличие финансовых ресурсов для участия в госзакупках
  • Сокращает количество поданных одновременно заявок
  • Препятствует уклонению от подписания контракта

Если бы обеспечение заявки по 44-ФЗ отсутствовало, возможен был такой сценарий.

Для регистрации ООО или ИП достаточно иметь несколько тысяч рублей. Далее получить электронную подпись, зарегистрироваться на электронной площадке и подать заявку на участие в электронном аукционе на миллионы рублей. Предложить самую низкую цену, не задумываясь о последствиях. Выиграть тендер, а потом сказать – “я передумал”.

Без обеспечения заявки по 44-ФЗ любой участник мог бы парализовать закупки крупнейших учреждений, выполняющих важные социальные функции – школ, больниц, государственных органов. Не имея возможности распоряжаться бюджетными средствами без специальных процедур, они не смогли бы закупить продукты питания, лекарства, топливо, бумагу для принтера.

Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

  • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
  • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
  • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Читать еще:  Договоры на разработку программного обеспечения. Неочевидные риски и способы их избежать

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% – 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки в пределах 0,5 – 5%.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии на усмотрение участника.

Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ денежными средствами

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ в виде банковской гарантии

Банковская гарантия по 44-ФЗ может использоваться для обеспечения заявки в конкурсе.

В кратком виде – это:

  • Безотзывная банковская гарантия
  • Один из 294 банков, включенных в реестр Минфина
  • Наличие в реестре банковских гарантий

Срок выдачи банковской гарантии для обеспечения заявки по 44-ФЗ не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5% от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ. Эти деньги не возвращаются.

Неважно проиграли вы или одержали победу. Победитель компенсирует расходы на банковскую гарантию получением прибыли от оплаты по контракту. Напомним, потребуется еще одна банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.

Возврат банковской гарантии в случае отклонения, отмены закупки не производится.

Проигравший участник компенсирует расходы на получение банковской гарантии за счет победы в других закупках по 44-ФЗ.

Возврат обеспечения заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов
  2. Отмены конкурса или аукциона
  3. Отклонения или отзыва заявки участника
  4. Подачи документов после окончания сроков
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

Как вернуть обеспечение заявки

Возврат обеспечения в конкурсах и аукционах

При начальной цене контракта более 1 млн. руб. заказчик обязан установить требование о гарантии предложения участника (ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ). При сумме меньше 1 млн. Минфин разъяснил, что заказчик вправе установить обеспечение. Эту сумму поставщик может внести либо в виде денежных средств, либо в виде банковской гарантии. С 01.10.2018 для этих целей ему необходимо иметь спецсчет в банке.

Основанием для возврата является одно из следующих событий:

  1. Подписание итоговых протоколов. В этом случае деньги возвращают всем участникам, кроме того, кто получил первый номер. Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ победителю производят после заключения контракта.
  2. Отмена закупки.
  3. Отказ в допуске к участию в торгах.
  4. Отзыв документов участником до дня окончания подачи предложений. В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и других торгов.
  5. Отзыв предложения после публикации итогового протокола участниками, которые не получили первый номер по итогам электронного конкурса либо первые три номера при проведении электронного аукциона.
  6. Просроченная подача предложения (после окончания приема).
  7. Отказ заказчика заключить контракт с поставщиком, если стало известно о несоответствии последнего требованиям документации либо при подачи им недостоверных сведений.
  8. Несогласование в ФАС контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Отметим, что возврат банковских гарантий, а также взысканий по ним закон не предусматривает.

В какие сроки вернут деньги

Когда мы говорим про возврат обеспечения заявки 44-ФЗ (сроки), статья 44 поможет разобраться в этом вопросе. Количество дней здесь будет зависеть от типа процедуры (бумажная либо электронная).

Так, при проведении офлайн конкурсов (в т. ч. с ограниченным участием и двухэтапных), а также закрытых торгов, деньги возвращают в течение 5 рабочих дней. Однако неэлектронные торги запретят проводить с 01.01.2019. Исключения из этого правила составят только закрытые тендеры, запросы котировок для гуманитарной помощи и другие (ч. 44 ст. 112 № 44-ФЗ).

А в какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44-ФЗ, если закупка электронная? Здесь у оператора ЭТП есть 1 рабочий день на разблокировку средств на спецсчете и 1 час, чтобы оповестить об этом уполномоченный банк.

Следовательно, ответ на вопрос: возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе — будет положительным.

Во всех случаях отсчет дней ведется с момента наступления одного из событий, о которых мы рассказали выше.

Добавим, что после внесения записи об участнике в реестр недобросовестных поставщиков закон дает оператору ЭТП 1 рабочий день, чтобы известить банк об уклонении такого участника от заключения контракта и о размере заблокированных средств.

Мы выяснили, как вернуть обеспечение заявки с электронной площадки — оператор должен сделать это сам в установленные законом сроки. Но несмотря на четкие правила, нелишним будет также направить заказчику письмо с требованием разблокировать средства в связи с наступлением одного из вышеуказанных обстоятельств.

Пример письма о возврате денег, внесенных в качестве гарантии

Когда деньги не возвращают

Итак, мы рассмотрели сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ. Теперь разберем варианты, при которых деньги вообще не возвращают. Сюда можно отнести уклонение победителя тендера от заключения контракта. Подобный финал также ожидает поставщика при отсутствующей или некорректно составленной гарантии исполнения контракта.

Суммы, внесенные в виде банковских гарантий, не вернут. Взыскания по ним проводить также не будут (ч. 7 ст. 44).

Блокировка суммы в размере обеспечения заявки (заявка отклонялась 3 раза) — такая ситуация тоже возможна. Так, если за один квартал на одной ЭТП участника 3 раза отклонили по вторым частям, то рассматриваемые средства ему не вернут (ч. 27 ст. 44). В этом случае у поставщика есть 30 дней для обжалования решения заказчика. После истечения этого срока банк по информации от ЭТП перечисляет в бюджет деньги, которые были заблокированы на спецсчете.

Ответственность

Рассмотрим зависимость обеспечение заявки — штрафные санкции.

Оператор ЭТП и обслуживающий его в части рассматриваемых средств банк в равной степени несут ответственность, если нарушают порядок возврата обеспечения заявки 44-ФЗ (ч. 11 ст. 44).

За срыв сроков разблокировки либо возврата необходимой суммы поставщик (в т. ч. признанный победителем) имеет право потребовать выплатить ему пени (ч. 29 ст. 44).

В соответствии со ст. 7.31.1 КоАП РФ, при просрочке возврата денег за предложение не более чем на 3 рабочих дня штрафами облагаются как должностные лица (5000 руб.), так и юридические (30 000 руб.). При увеличении срока размер взыскания увеличивается до 15 000 и 90 000 руб. соответственно. А увеличение оператором ЭТП периода возврата обойдется ему в 15 000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector