Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

14.12.09 Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

С 1 января 2009 года действует обязательный досудебный порядок обжалования некоторых решений налоговых органов (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Если компания не согласна с решением инспекции, то обратиться сразу в суд без такого обжалования она теперь не может. Ее заявление оставят без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ) или без рассмотрения, если несоблюдение досудебной процедуры выяснится после принятия заявления к производству (ч. 2 ст. 148 АПК РФ). Первые полгода действия норм об обязательном обжаловании уже позволяют подвести некоторые итоги и выделить основные риски налогоплательщиков при использовании данного порядка.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Досудебный порядок обжалования распространяется на два вида решений налоговых органов: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Любые другие решения по-прежнему можно оспаривать сразу в суде.

При этом необходимо отметить, что решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности не всегда является результатом налоговой проверки. Некоторые налоговые нарушения (за исключением предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса) инспекторы могут выявить и без проверки.

Например, если компания подает заявление о постановке на учет ее обособленного подразделения или сведения об открытии либо закрытии ее банковского счета позже установленного срока (ответственность за эти нарушения установлена в статьях 116 и 118 Налогового кодекса), налоговый орган автоматически выявляет просрочку. Без налоговой проверки инспекция также может обнаружить, что компания не подала вовремя налоговую декларацию (это нарушение предусмотрено в статье 119 Налогового кодекса). В таких случаях действует специальная процедура производства по нарушению. Она аналогична той, которая предусмотрена для рассмотрения результатов проверки в статьях 100 и 101 Налогового кодекса, но регулируется отдельной статьей Налогового кодекса – 101.4. Для решения, принятого в таком порядке, не установлен срок вступления в силу. А порядок досудебного обжалования решения зависит от его вступления в силу.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что к решениям о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности, которые приняты не в результате налоговой проверки, обязательный досудебный порядок обжалования вообще не применяется.

Варианты обжалования решений

Есть два варианта административного обжалования решений инспекции о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности: обжалование решения, не вступившего в силу (апелляционный порядок), и обжалование решения, вступившего в силу. Сама процедура обжалования в этих двух вариантах одинакова. Отличаются только сроки подачи жалобы и последствия обжалования.

Принятое по результатам налоговой проверки решение по общему правилу вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения представителю компании-налогоплательщика (п. 9 ст. 101 НК РФ). В течение этих же 10 дней его можно обжаловать в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). Тогда вступление решения в силу откладывается. Даже если его не отменят, оно вступит в силу только со дня утверждения вышестоящим налоговым органом. Это влечет отсрочку принудительного взыскания доначисленных по нему налогов, пеней и вмененных компании штрафов. Дело в том, что требование об уплате всех этих сумм инспекция выставляет в течение 10 дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ). А направление требования служит отправной точкой для дальнейшей процедуры принудительного взыскания доначислений и штрафов (п. 3 ст. 46 НК РФ). Поэтому апелляционное обжалование откладывает момент списания денежных средств со счета. Кроме того, дает юристу компании время для подготовки заявления в суд и правовой позиции по тем спорным эпизодам, которые вряд ли будут приняты вышестоящим налоговым органом.

Если компания не подаст жалобу в течение 10 дней со дня получения решения, то оно вступит в силу.

После этого подача жалобы не влияет на процесс принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов. Правда, компания может подать в налоговый орган, рассматривающий жалобу, ходатайство о приостановлении исполнения решения (п. 4 ст. 101.2, п. 2 ст. 141 НК РФ). Однако у налоговиков есть лишь право, а не обязанность пойти навстречу налогоплательщику в этой ситуации. На практике они таким правом не пользуются.

Порядок апелляционного обжалования

Апелляционная жалоба на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности адресуется вышестоящему налоговому органу. Но подавать ее необходимо в ту же инспекцию, которая вынесла решение. Она сама передает жалобу адресату (п. 3 ст. 139 НК РФ). На практике, если компания отправила жалобу непосредственно в вышестоящий налоговый орган, ее возвращают обратно без рассмотрения, хотя напрямую Налоговым кодексом это не предусмотрено. В результате такой «технической» ошибки налогоплательщик может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

Движение жалобы и рассмотрение ее доводов для налогоплательщика абсолютно непрозрачны. Участие компании в урегулировании спора заканчивается сразу же после подачи жалобы. Налоговый кодекс даже не требует от инспекций извещать компанию о дне рассмотрения жалобы. Налогоплательщику должны только письменно сообщить об итогах обжалования (п. 3 ст. 140 НК РФ). Но это не значит, что компании нужно пассивно дожидаться итогов жалобы. Как будет показано ниже, в некоторых случаях это может лишить налогоплательщика шанса на судебную отмену обжалуемого решения.

Итоги апелляционного обжалования

Согласно пункту 2 статьи 140 Налогового кодекса, вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение – без изменения. В таком случае у компании появляется право обратиться в суд. Вышестоящий налоговый орган может отменить обжалуемое решение (это самый удачный вариант, но и самый редкий на практике). Наконец, он может отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение. В последнем случае новое или измененное решение вступает в силу в день вынесения решения по жалобе. В такой ситуации возникает вопрос, как поступить, если новое решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, окажется не в пользу налогоплательщика. Его можно обжаловать сразу в суд или в этом случае административный порядок обжалования тоже обязателен? В Налоговом кодексе прямого ответа на этот вопрос нет, а арбитражная практика еще не сложилась. Большинство специалистов по налоговому праву склоняются к тому, что повторное административное обжалование не требуется. Новое решение вышестоящего налогового органа можно сразу оспаривать в суде. Дело в том, что это решение уже само по себе является результатом рассмотрения жалобы, то есть досудебная процедура соблюдена.

В любом случае на рассмотрение жалобы и принятие решения по ней налоговому органу отводится один месяц со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен максимум на 15 дней. Однако реальный срок вынесения решения по жалобе зачастую затягивается (есть случаи, когда компании ждут итогов по 6–12 месяцев).

Срок для обращения в суд

При затягивании сроков рассмотрения жалобы компании важно не пропустить момент для обращения в суд. На это отводится три месяца с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав обжалуемым решением (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса три месяца отсчитываются с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что обжалованное в апелляционном порядке решение вступило в силу. Другими словами, со дня получения извещения о том, что жалоба оставлена без удовлетворения.

Но этот порядок действует только при условии, что налоговый орган принял решение по апелляционной жалобе в установленные сроки. Если рассмотрение жалобы затянулось, то трехмесячный срок отсчитывается с того момента, когда налоговый орган должен был вынести решение по жалобе (даже если на самом деле такого решения еще нет). А именно по истечении месяца со дня, когда налоговый орган получил апелляционную жалобу компании. Такова позиция Президиума Высшего арбитражного суда (постановление от 20.11.07 № 8815/07), и она до сих пор остается актуальной. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд, не дожидаясь итогов обжалования, в течение трех месяцев после того, как истек срок на вынесение налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если компания предпочитает дождаться решения по жалобе, то при подаче заявления в суд необходимо также заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Это возможно при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Практика показывает, что суды признают уважительной причиной затянувшийся процесс административного обжалования (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.08 по делу № А40-16101/08-118-65, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.04 по делу № А56-8471/04).

Срок обжалования решений, вступивших в силу

Срок на подачу жалобы в неапелляционном порядке – один год со дня вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако если жалоба – это только ступень перед арбитражным процессом (то есть компания ожидает отрицательного результата обжалования и планирует дальше защищать свои права в суде), то реальный срок для обращения в вышестоящий налоговый орган гораздо меньше.

Дело в том, что в этом случае срок для обращения в суд тоже три месяца со дня, когда компании стало известно о вступлении решения в законную силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Учитывая, что апелляционного обжалования не было, трехмесячный срок отсчитывается с 11-го дня после получения решения на руки (п. 9 ст. 101 НК РФ). Три месяца включают в себя не только подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, но и месяц ожидания ответа (срок для принятия решения в этом случае такой же, как при апелляционном обжаловании – п. 3 ст. 140 НК РФ). Если через месяц итогов жалобы нет либо получен отрицательный ответ, налогоплательщик получает право подать заявление в суд.

Чтобы уложиться в вышеназванные сроки и не потерять право на судебную защиту, надежнее представлять жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение полутора месяцев после вступления решения в силу.

Куда подавать жалобу

Согласно пункту 1 статьи 139 Налогового кодекса, жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган. Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС России (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н). К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС России соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга). Если решение принято управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС России. Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС России (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н). Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС России (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Благодарим за помощь, оказанную в подготовке статьи, Елену Паневину, юриста юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Ксения Ткаченко, эксперт журнала «Юрист компании»

Как обжаловать решение налогового органа

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

Читать еще:  При покупке недвижимости переоформите договор аренды земельного участка

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Обжалование решений налоговых инспекций

С 1 января 2009 года действует обязательный досудебный порядок обжалования некоторых решений налоговых органов (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Если компания не согласна с решением инспекции, то обратиться сразу в суд без такого обжалования она теперь не может. Ее заявление оставят без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ) или без рассмотрения, если несоблюдение досудебной процедуры выяснится после принятия заявления к производству (ч. 2 ст. 148 АПК РФ). Первые полгода действия норм об обязательном обжаловании уже позволяют подвести некоторые итоги и выделить основные риски налогоплательщиков при использовании данного порядка.

Читать еще:  Договор залога недвижимого имущества: проверьте условия перед сделкой

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Досудебный порядок обжалования распространяется на два вида решений налоговых органов: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Любые другие решения по-прежнему можно оспаривать сразу в суде.

При этом необходимо отметить, что решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности не всегда является результатом налоговой проверки. Некоторые налоговые нарушения (за исключением предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса) инспекторы могут выявить и без проверки.

Например, если компания подает заявление о постановке на учет ее обособленного подразделения или сведения об открытии либо закрытии ее банковского счета позже установленного срока (ответственность за эти нарушения установлена в статьях 116 и 118 Налогового кодекса), налоговый орган автоматически выявляет просрочку. Без налоговой проверки инспекция также может обнаружить, что компания не подала вовремя налоговую декларацию (это нарушение предусмотрено в статье 119 Налогового кодекса). В таких случаях действует специальная процедура производства по нарушению. Она аналогична той, которая предусмотрена для рассмотрения результатов проверки в статьях 100 и 101 Налогового кодекса, но регулируется отдельной статьей Налогового кодекса – 101.4. Для решения, принятого в таком порядке, не установлен срок вступления в силу. А порядок досудебного обжалования решения зависит от его вступления в силу.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что к решениям о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности, которые приняты не в результате налоговой проверки, обязательный досудебный порядок обжалования вообще не применяется.

Варианты обжалования решений

Есть два варианта административного обжалования решений инспекции о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности: обжалование решения, не вступившего в силу (апелляционный порядок), и обжалование решения, вступившего в силу. Сама процедура обжалования в этих двух вариантах одинакова. Отличаются только сроки подачи жалобы и последствия обжалования.

Принятое по результатам налоговой проверки решение по общему правилу вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения представителю компании-налогоплательщика (п. 9 ст. 101 НК РФ). В течение этих же 10 дней его можно обжаловать в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). Тогда вступление решения в силу откладывается. Даже если его не отменят, оно вступит в силу только со дня утверждения вышестоящим налоговым органом. Это влечет отсрочку принудительного взыскания доначисленных по нему налогов, пеней и вмененных компании штрафов. Дело в том, что требование об уплате всех этих сумм инспекция выставляет в течение 10 дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ). А направление требования служит отправной точкой для дальнейшей процедуры принудительного взыскания доначислений и штрафов (п. 3 ст. 46 НК РФ). Поэтому апелляционное обжалование откладывает момент списания денежных средств со счета. Кроме того, дает юристу компании время для подготовки заявления в суд и правовой позиции по тем спорным эпизодам, которые вряд ли будут приняты вышестоящим налоговым органом.

Если компания не подаст жалобу в течение 10 дней со дня получения решения, то оно вступит в силу.

После этого подача жалобы не влияет на процесс принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов. Правда, компания может подать в налоговый орган, рассматривающий жалобу, ходатайство о приостановлении исполнения решения (п. 4 ст. 101.2, п. 2 ст. 141 НК РФ). Однако у налоговиков есть лишь право, а не обязанность пойти навстречу налогоплательщику в этой ситуации. На практике они таким правом не пользуются.

Порядок апелляционного обжалования

Апелляционная жалоба на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности адресуется вышестоящему налоговому органу. Но подавать ее необходимо в ту же инспекцию, которая вынесла решение. Она сама передает жалобу адресату (п. 3 ст. 139 НК РФ). На практике, если компания отправила жалобу непосредственно в вышестоящий налоговый орган, ее возвращают обратно без рассмотрения, хотя напрямую Налоговым кодексом это не предусмотрено. В результате такой «технической» ошибки налогоплательщик может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

Движение жалобы и рассмотрение ее доводов для налогоплательщика абсолютно непрозрачны. Участие компании в урегулировании спора заканчивается сразу же после подачи жалобы. Налоговый кодекс даже не требует от инспекций извещать компанию о дне рассмотрения жалобы. Налогоплательщику должны только письменно сообщить об итогах обжалования (п. 3 ст. 140 НК РФ). Но это не значит, что компании нужно пассивно дожидаться итогов жалобы. Как будет показано ниже, в некоторых случаях это может лишить налогоплательщика шанса на судебную отмену обжалуемого решения.

Итоги апелляционного обжалования

Согласно пункту 2 статьи 140 Налогового кодекса, вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение – без изменения. В таком случае у компании появляется право обратиться в суд. Вышестоящий налоговый орган может отменить обжалуемое решение (это самый удачный вариант, но и самый редкий на практике). Наконец, он может отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение. В последнем случае новое или измененное решение вступает в силу в день вынесения решения по жалобе. В такой ситуации возникает вопрос, как поступить, если новое решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, окажется не в пользу налогоплательщика. Его можно обжаловать сразу в суд или в этом случае административный порядок обжалования тоже обязателен? В Налоговом кодексе прямого ответа на этот вопрос нет, а арбитражная практика еще не сложилась. Большинство специалистов по налоговому праву склоняются к тому, что повторное административное обжалование не требуется. Новое решение вышестоящего налогового органа можно сразу оспаривать в суде. Дело в том, что это решение уже само по себе является результатом рассмотрения жалобы, то есть досудебная процедура соблюдена.

В любом случае на рассмотрение жалобы и принятие решения по ней налоговому органу отводится один месяц со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен максимум на 15 дней. Однако реальный срок вынесения решения по жалобе зачастую затягивается (есть случаи, когда компании ждут итогов по 6–12 месяцев).

Срок для обращения в суд

При затягивании сроков рассмотрения жалобы компании важно не пропустить момент для обращения в суд. На это отводится три месяца с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав обжалуемым решением (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса три месяца отсчитываются с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что обжалованное в апелляционном порядке решение вступило в силу. Другими словами, со дня получения извещения о том, что жалоба оставлена без удовлетворения.

Но этот порядок действует только при условии, что налоговый орган принял решение по апелляционной жалобе в установленные сроки. Если рассмотрение жалобы затянулось, то трехмесячный срок отсчитывается с того момента, когда налоговый орган должен был вынести решение по жалобе (даже если на самом деле такого решения еще нет). А именно по истечении месяца со дня, когда налоговый орган получил апелляционную жалобу компании. Такова позиция Президиума Высшего арбитражного суда (постановление от 20.11.07 № 8815/07), и она до сих пор остается актуальной. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд, не дожидаясь итогов обжалования, в течение трех месяцев после того, как истек срок на вынесение налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если компания предпочитает дождаться решения по жалобе, то при подаче заявления в суд необходимо также заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Это возможно при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Практика показывает, что суды признают уважительной причиной затянувшийся процесс административного обжалования (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.08 по делу № А40-16101/08-118-65, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.04 по делу № А56-8471/04).

Срок обжалования решений, вступивших в силу

Срок на подачу жалобы в неапелляционном порядке – один год со дня вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако если жалоба – это только ступень перед арбитражным процессом (то есть компания ожидает отрицательного результата обжалования и планирует дальше защищать свои права в суде), то реальный срок для обращения в вышестоящий налоговый орган гораздо меньше.

Дело в том, что в этом случае срок для обращения в суд тоже три месяца со дня, когда компании стало известно о вступлении решения в законную силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Учитывая, что апелляционного обжалования не было, трехмесячный срок отсчитывается с 11-го дня после получения решения на руки (п. 9 ст. 101 НК РФ). Три месяца включают в себя не только подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, но и месяц ожидания ответа (срок для принятия решения в этом случае такой же, как при апелляционном обжаловании – п. 3 ст. 140 НК РФ). Если через месяц итогов жалобы нет либо получен отрицательный ответ, налогоплательщик получает право подать заявление в суд.

Чтобы уложиться в вышеназванные сроки и не потерять право на судебную защиту, надежнее представлять жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение полутора месяцев после вступления решения в силу.

Куда подавать жалобу

Согласно пункту 1 статьи 139 Налогового кодекса, жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган. Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС России (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н). К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС России соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга). Если решение принято управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС России. Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС России (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н). Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС России (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Умное досудебное обжалование решения инспекции в УФНС может дать компании преимущества, о которых почти никто не знает

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

Решение по результатам налоговой проверки нужно оспаривать в Управлении ФНС (УФНС). Это вышестоящий орган относительно районных инспекций — ИФНС. В середине 2018 года УФНС отменяли примерно 35% решений ИФНС.

Жаловаться можно по-разному. Если делать это правильно, то можно получить неплохие преимущества перед налоговой инспекцией в суде, если до него дойдёт, да и 2-3 месяца выиграть, пока счет не заблокируют.

Жаловаться в вышестоящую инспекцию до обращения в суд — обязательно

Если налогоплательщик не обжалует решение ИФНС в вышестоящую инстанцию (УФНС, то есть управление инспекции по субъекту Российской Федерации), то суд не примет иск налогоплательщика по этому делу. Вернёт заявителю без рассмотрения по существу.

Читать еще:  Как конклюдентные действия влияют на заключение соглашения

Такие правила были введены с 2009 года, затем список обязательных к обжалованию решений был дополнен с 2014 года, чтобы снизить количество исков в суд.

Более того — если налогоплательщик не представит свои аргументы на акт выездной налоговой проверки или на решение, которое следует за актом, то налогоплательщик лишается возможности заявлять эти аргументы в суде. А в споре на десятки миллионов рублей каждый аргумент на счету.

Почему суды отказываются рассматривать аргументы налогоплательщика, если они не были заявлены в инспекцию, а сразу заявляются в суд?

Если суд вынужден впервые рассматривать доводы налогоплательщика, выходит, что суд подменяет собой инспекцию, т.к. инспекция должна рассматривать аргументы налогоплательщика. «Мы тут выездную проверку проводить не будем, мы будем разбираться в доказательствах, которые были представлены в налоговый орган» — прямо говорят иногда судьи.

Но при подаче возражений есть один хитрый момент, из которого можно выжать большую пользу для налогоплательщика. Мы расскажем об этом ниже.

Досудебное обжалование — отличный способ потянуть время, и этим необходимо пользоваться

Вот ИФНС провела выездную налоговую проверку , нашла нарушения, составила акт, вынесла решение. У налогоплательщика есть один месяц на то, чтобы обжаловать это решение.

Если не обжаловать решение по выездной налоговой проверке, то оно вступит в силу, если обжаловать, то в силу оно не вступит.

Налоговый орган не может принудительно взыскивать налоги, пени и штрафы по решению, которое не вступило в силу, не может выставить инкассо на расчётный счёт и т.д. Поэтому апелляционное обжалование — это законный и совершенно нормальный способ как минимум затянуть время.

Рассматривать апелляционную жалобу будет УФНС, а не районная инспекция, которая проводила проверку. УФНС рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца, отсчитывая со дня, когда получила от ИФНС жалобу и материалы, нужные для проверки.

Поясним, что налогоплательщик подаёт жалобу не в УФНС напрямую, а в ИФНС, которая передаёт материалы в УФНС.

Часто УФНС не укладывается в сроки, и вместо положенного одного месяца, продлевает срок на рассмотрение жалобы налогоплательщика до двух месяцев. Такое право у УФНС есть.

Можно также выиграть время, направив апелляционную жалобу по почте России — пока документ дойдёт до ИФНС, пройдёт ещё неделя. Потом — пересылка от ИФНС в УФНС. Ещё время.

Хитрый тактический ход, как легализовать свои доказательства, не показав их ИФНС

После выездной проверки инспекция составляет акт, потом выносит решение. Обжаловать можно как акт, так и решение. Здесь есть очень хитрый момент.

Когда обжалуется акт, то жалобу рассматривает ИФНС, которая проводила проверку, и у которой есть информация о деятельности налогоплательщика, которая «в теме» . И если налогоплательщик подаёт жалобу на акт, ИФНС может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, чтобы разгромить возражения компании. Это нежелательный вариант.

Акт, конечно, следует обжаловать, но серьёзные мощные аргументы в жалобе на акт лучше не указывать, лучше оставить их на потом. Почему?

Когда обжалуется решение, то апелляционная жалоба идёт в УФНС, и рассматривать её будет именно УФНС, а не районная инспекция . Для налогоплательщика это более предпочтительный вариант, потому что УФНС не обладает той полнотой информации, которой обладает ИФНС. Возможностей аргументированно спорить с доводами налогоплательщика у УФНС меньше, чем у ИФНС.

На практике « Налоговые адвокаты » зачастую идут именно по второму пути. Мы «придерживаем» серьёзные аргументы, не указывая их в акте и не «светя» из перед ИФНС. Есть и другая причина поступать именно так: часто мы просто не успеваем сформировать доказательства невиновности компании, потому что она слишком поздно к нам обратилась. Но когда подходит срок подавать апелляционную жалобу в УФНС, у нас на руках уже есть:

  • свидетельские показания в пользу компании, где мы, как адвокаты, опросили свидетелей ;
  • уже успели прийти ответы на адвокатские запросы;
  • собраны и проанализированы документы, истребованные от контрагентов, госорганов и т.д.

Озвучивая эти доводы в УФНС, мы убиваем двух зайцев: не показываем эти факты ИФНС и снимаем возражение суда «мы тут налоговую проверку проводить не будем». Ведь аргументы в инспекцию представлены, значит, для суда нет никаких препятствий рассмотреть эти аргументы.

На практике УФНС может не рассмотреть доводы налогоплательщика вообще, не дать им никакой оценки. Но это уже проблемы УФНС, и суды с этим согласны. Кстати, у нас есть пример, когда налоговая не дала никакой оценки доводам налогоплательщика, и мы использовали этот факт как аргумент в суде. В этот раз удалось защитить налогоплательщика от доначислений на сумму 8 млн руб.

На нашей практике УФНС очень часто не вникают в суть возражений налогоплательщика, но бывает и по-другому. У нас есть старый пример, где УФНС, рассмотрев нашу позицию, сама полностью отменила доначисления. Признаемся, такого не ожидали ни мы сами, ни налогоплательщик.

Досудебное апелляционное обжалование решений инспекции обязательно . Без этого суд не будет рассматривать иск.

Досудебное апелляционное обжалование позволяет совершенно законно и обоснованно потянуть время . 2-3 месяца при доначислении миллионов рублей не лишние.

Есть тактический приём , который заключается в том, чтобы не выдавать в обжаловании акта проверки своих сильных аргументов, а указать их в апелляционной жалобе в УФНС.

Подготовка к выездной налоговой проверке на конкретном примере. Часть 1

Как мы победили ФНС в суде и отстояли 8 млн руб

Ловушка для компаний от СК и налоговой, цена которой — десятки миллионов рублей

Как мы помогли директору выбраться из западни СК и налоговой?

Мы добились отмены решения инспекции в УФНС и сохранили компании 30 млн руб

Эксклюзивно для наших читателей: правда о сопровождении директора на допрос в ФНС, которую никто не расскажет

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Можно ли оспорить решение налоговой инспекции?

Если физическое лицо или организация не довольны решением налогового органа, то они вправе его обжаловать. С 2009 года обязателен порядок досудебного решения спора.

Основания обжалования

Требования о предварительном обращении с заявлением об обжаловании постановления инспектора ФНС распространяются в случае, когда гражданина или компанию привлекают к административной ответственности.

Досудебный порядок решения спора необязателен по следующим требованиям:

  • о возмещении НДС;
  • о порядке уплаты налога;
  • о предоставлении документов для расчета налогового платежа;
  • о приостановлении операций по начислениям налога.

Для административного обжалования потребуется обращение в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно подробно изложить существующую ситуацию. Например, инспекция неверно рассчитала сумму налога на имущество физических лиц или земельный налог, и гражданин узнал это к моменту наступления срока оплаты.

Правовые нюансы

Если платеж не будет своевременно внесен, то за просрочку гражданину будут начислены пеня и штраф в размере до 40% от суммы неуплаченного налога. Порядок взыскания штрафа урегулирован в НК РФ – ст. 122. Поэтому следует не мешкать с обжалованием. В заявлении нужно обозначить:

  • наименование административного органа;
  • сведения о должностном лице, которым вынесено решение;
  • основания жалобы и доводы заявителя;
  • перечень приложенных документов.

Заявление должно быть подписано гражданином-заявителем, а также должностным лицом, которое приняло документ. Срок рассмотрения заявления составляет не меньше 1 месяца с момента поступления в налоговую инспекцию.

Обжалование в досудебном порядке

Налоговая инспекция вправе провести выездную проверку и принять решение привлечь организацию к административной ответственности. Если оно вынесено, то у заявителя есть 10 дней на апелляционное обжалование. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться в ИФНС.

В результате рассмотрения жалобы административный орган вправе принять решение:

  • не удовлетворять жалобу и оставить решение без изменения;
  • отменить решение полностью и частично и принять по делу новый акт;
  • отменить решение и закончить производство по делу.

После вынесения решения гражданин или организация привлекаются к административной ответственности либо освобождаются от нее. Возможно приостановление операций в банках, наложение ограничений со стороны судебных приставов.

Процессуальные нюансы

Обжалование возможно и после того как решение налоговой инспекции вступило в силу. Тогда заявитель обязан заплатить штраф, но у него есть год на то, чтобы обжаловать постановление налогового инспектора в административном порядке – в управление ФНС по конкретному региону. Жалоба рассматривается в течение месяца после обращения. Рекомендовано обжаловать постановление, когда оно еще не вступило в законную силу.

Преимущества обжалования на досудебной стадии заключается в возможности не оплачивать государственную пошлину. До момента рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом приостанавливается исполнение решения.

Недостаток обжалования в административном порядке заключается в том, что налоговая инспекция не заинтересована в отмене своих решений. Если административная жалоба не будет удовлетворена, то у заявителя есть возможность искать защиты своих прав в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования

В суде можно оспорить нормативные акты ФНС. Предусмотрена возможность оспаривания решения ФНС по начисленному налогу. Оспорить ненормативный акт ФНС можно согласно нормам главы 21 КАС РФ. В качестве заявителя может выступать любое лицо, чьи права нарушают действия должностных лиц. Срок оспаривания ограничивается рамками действия нормативного акта.

Для обжалования актов в налоговой инспекции, не связанных с коммерческой деятельностью, граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции. Организации или индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд по месту регистрации.

Срок обжалования составляет три месяца с момента вынесения налоговой инспекцией постановления. При уважительном пропуске срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны.

Подготовка искового заявления

Если административный порядок оспаривания не возымел успеха, то придется оформлять исковое заявление по правилам ст. 125-128 КАС РФ. В иске должно содержаться:

  • наименование судебной инстанции;
  • сведения о заявителе – Ф.И.О. гражданина, наименование организации, ее юридический адрес;
  • информация о соблюдении досудебного порядка решения спора – копии административных жалоб и ответы на них;
  • документы заявителя;

Исковое заявление можно оформить в электронной форме. Для этого нужно заполнить заявление на сайте суда. Если заявление заполняется в электронной форме, то его следует подписать электронной цифровой подписью.

В качестве ответчика по делу выступает налоговая инспекция, которая вынесла постановление об административном штрафе. Если необходим пересчет налога, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете платежа.

К исковому заявлению потребуется приложить следующие документы:

  • документы заявителя – паспорт, учредительные документы организации;
  • сведения о рассчитанном налоге;
  • нотариальную доверенность, если интересы доверителя предоставляет квалифицированный посредник.

Количество исковых заявлений должно соответствовать числу участников по делу. Копии документов должны быть разосланы всем сторонам процесса заказными письмами. Перечень зависит от сложности дела и обстоятельств конкретной ситуации.

Пересчет налога осуществляется в зависимости от налогового периода и нормативных документов, принятых на муниципальном уровне. Налоговое уведомление поступает за каждый период.

Предварительный расчет осуществляет сотрудник инспекции. При неверной сумме следует обращаться в административном порядке и снизить размер начисленного налога. Споры по налогообложению следует решать с учетом местного законодательства.

Инструкция

Для оспаривания решения налогового органа следует:

  1. Изучить налоговое решение и выявить основание оспаривания. Это могут быть неправильно рассчитанный налог, неучтенные льготы. Доказывать право на льготу следует самому заявителю.
  2. Написать заявление в налоговую инспекцию и попробовать оспорить решение в административном порядке.
  3. Если административные способы решения конфликта не возымели успеха, то следует обращаться в суд.

В спорах с налоговой инспекцией часто задействован административный ресурс. Для его преодоления часто требуется помощь квалифицированного юриста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector