Административное приостановление деятельности: что ждет компанию за нарушение закона

Штраф либо приостановление деятельности за нарушение миграционного законодательства

В качестве одного из видов наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности организации. Как показывает практика, такой вид наказания применяется довольно широко и служит альтернативным наказанием исключающим наложение административного штрафа имеющего значительные минимальные размеры.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении: деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений; осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Назначать такой вид административного наказания вправе только суд и только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Следовательно, оно не может быть установлено законами субъектов РФ об административных правонарушениях, и контролирующие органы не могут вынести такое решение.

Однако уполномоченное лицо в соответствии со Статьей 28.3 КоАП РФ, вправе составить протокол об административном правонарушении и возбудить административное производство об административном приостановлении деятельности с передачей материалов в суд.

При этом обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол, а в случае его отсутствия — на лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении (см. постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006 года). Сам факт такой передачи не означает, что судья должен назначить наказание исключительно в виде приостановления деятельности (см. постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 года).

Однако практика сложившаяся в судах при разрешении дел о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности — указывает на слепое следование судами выводов надзорных органов, изложенных в протоколе об административном правонарушении и иных прилагаемых к нему материалах. Судьи не обладают специальными знаниями в технических областях, что не позволяет им объективно оценивать фактическую опасность того или иного объекта, характер причинно-следственных связей между допущенными нарушениями нормативных предписаний и вменяемым организации противоправным деянием, таким образом исход дела с большой долей вероятности будет зависеть от выводов, сделанных проверяющими сотрудниками территориального органа исполнительной власти (ФМС) — МВД России по вопросам миграции.

Следует иметь в виду: дела о приостановлении деятельности относятся к подведомственности судей районных судов, а не мировых и не арбитражных судов (абз. 2 части 3 Статьи 23.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 Статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанавливается на срок от 14 до 90 суток, как показывает практика суды приостанавливают деятельность сроком до 30 суток.

Срок наказания за конкретное административное правонарушение в соответствии с требованиями Статьи 4.1 КоАП РФ назначается в пределах, установленных частью 2 Статьи 3.12 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность или отягчающих ее.

Моментом фактического приостановления деятельности (с учетом норм части 1 Статьи 32.12 КоАП РФ) следует считать момент произведения судебным приставом-исполнителем действий, изложенных в части 2 Статьи 32.12 КоАП РФ. Таким образом, сроком исполнения постановления судьи об административном приостановлении деятельности является дата возбуждения исполнительного производства ( Статья 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 1 Статьи 32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Частью 2 Статьи 32.12 КоАП РФ установлено, что при административном приостановлении деятельности юридического лица могут производиться следующие действия: наложение пломб; опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности организации не подразумевает приостановления операций по счетам в обслуживающих ее банках.

Однако поскольку организация, деятельность которой приостановлена по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, юридически существует, за ней по-прежнему сохраняются все права и обязанности юридического лица, возлагаемые на него действующим бухгалтерским и налоговым законодательством.

Прежде всего, речь идет об обязанности такой организации в установленные сроки представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по тем налогам и взносам, по которым она является налогоплательщиком.

Подводя итог вышеизложенному отмечаем, что административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания, что позволяет исключить применения к организации наказания в виде административного штрафа.

Однако в соответствии со Статьей 27.16 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со Статьей 28.3 КоАП РФ вправе возбудить административное производство об административном приостановлении деятельности с передачей материалов в суд.

Ключевым словом в вышеуказанным абзаце является слово вправе, то есть у должностного лица в силу закона отсутствует прямая обязанность возбудить административное производство об административном приостановлении деятельности с передачей материалов в суд.

Из сказанного, очевидно, что решение о приостановление деятельности с передачей материалов в суд принимается только должностным лицом территориального органа исполнительной власти МВД России по вопросам миграции и только на стадии проведения административного расследования, до составления протокола об административном правонарушении.

В том случае если Вы своевременно не заявили в проводивший проверку административный орган, ходатайство о приостановление деятельности с передачей материалов в суд, в отношении виновного юридического лица выносится постановление с назначением наказания в виде административного штрафа, и таким образом Вы лишаетесь возможности просить суд назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

Для того что бы в качестве наказания последовало административное приостановление деятельности рекомендуем Вам своевременно обращаться за защитой своих прав, это поможет исключить наказание в виде административного штрафа предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. Таким образом, сумма административных штрафов наложенных на организацию может составить от 400 000 тысяч рублей до нескольких миллионов рублей в зависимости от количества выявленных на объекте проверки иностранных граждан.

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства Статья 16 ТК РФ.

Наше Бюро дорожит каждым клиентом и в первую очередь заинтересовано в положительном исходе дела, что отвечает принципам работы и девизу Бюро «Наши интересы — Ваши права».

Звоните:+7 (499) 390-10-46, +7 (926) 880-00-75

Читать еще:  Недвижимость Москвы: новая кадастровая стоимость и перспективы ее снижения

Что такое административное приостановление деятельности? Кем и на сколько назначается?

Административное приостановление деятельности с 2005 года является одним из видов санкций по КоАП РФ. Общие правила применения данной формы санкций зафиксированы в ст. 3.12 КоАП РФ. В этом материале разберем, в отношении какого круга правонарушителей назначается приостановление деятельности, и как происходит практическая реализация указанной санкции.

Что это такое

Деятельность предприятий, их подразделений или филиалов, а также отдельных объектов, участков или механизмов может сопровождаться существенными нарушениями закона, общественных интересов и угрозой безопасности граждан. Даже ответственность в виде существенного штрафа может не исправить ситуацию, если противоправная или опасная деятельность будет продолжена.

Чтобы исключить такие случаи, в 2005 году в законодательстве появилась специальная норма, позволяющая приостановить деятельность компании или ИП на основании постановления административного характера. Выделим основные характеристики данного вида санкций:

  • это наказание может устанавливаться только в отношении организации или ИП (должностные лица и граждане без статуса ИП не привлекаются к данному виду наказания);
  • законом ограничен срок, в течение которого может действовать данное наказание – его продление допускается только при повторном привлечении по нормам КОАП РФ;
  • в ст. 3.12 КоАП РФ регламентирован перечень государственных и общественных интересов, при нарушении которых может происходить назначение рассматриваемого вида санкций;
  • данная форма воздействия применяется только судом, а единственное исключение из этого правила составляет ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – при нарушении требований промбезопасности санкция может устанавливаться уполномоченными сотрудниками Федеральной службы Ростехнадзора.

Для применения наказания суд должен указать, что использование иных, менее строгих, санкций не позволит добиться целей административного воздействия, а также не устранит дальнейшие последствия противоправной деятельности.

За что может назначаться приостановление деятельности

Чтобы указанный вид санкций был применен к правонарушителю, он должен быть указан в статье Особенной части КоАП РФ, по которой рассматривается административное дело. В ст. 3.12 КоАП РФ приведены виды государственных, общественных и частных интересов, за нарушение которых может устанавливаться административное приостановление деятельности:

  • выявление угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе при нарушении санитарно-эпидемиологических правил;
  • существенное загрязнение окружающей природной среды;
  • нарушение правил оборота наркосодержащих веществ;
  • радиационные аварии и техногенные катастрофы;
  • нарушение общественного порядка и общественной безопасности;
  • нарушения, выявленные в сфере управления, градостроительной деятельности, транспортной безопасности, применения контрольно-кассовой техники и т.д.;
  • иные категории нарушений, указанные в Особенной части КоАП РФ.

Выделим несколько конкретных составов КоАП РФ, среди санкций которых указано приостановление деятельности:

  • по ст. 5.27 КоАП РФ такое наказание грозит за существенное нарушение правил охраны труда, которое создает угрозу здоровья и жизни сотрудников;
  • в рамках ст. 6.3 КоАП РФ приостановление возможно за нарушение норм санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • по ст. 9 КоАП РФ будет назначено наказание за осуществление определенных видов деятельности без специальных разрешительных документов (лицензий, допусков СРО и т.д.).

Таким образом, основанием для приостановления деятельности является не только факт причинения ущерба, но и угроза его наступления. Важно, чтобы такие действия или бездействие юридического лица и ИП были признаны административным правонарушением.

Кто может привлекать к ответственности

Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:

  • физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
  • юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.

Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д. Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица. В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.

Сроки приостановления

Каждая санкция, которая используется для наказания правонарушителя, должна иметь конкретный размер или продолжительность действия. Статьей 3.12 КоАП РФ регламентирован максимально возможный период административного приостановления деятельности:

  • суд или иное должностное лицо может приостановить деятельность ИП или организации на срок до 90 суток;
  • в указанный период включается срок действия административного запрета, если он был установлен на время рассмотрения дела;
  • срок наказания начинает течь с момента фактического приостановления деятельности;
  • суд вправе досрочно отменить действие санкции, если нарушение или ранее выявленная угроза были полностью устранены предприятием или ИП.

Автоматическое продление указанной санкции не допускается. Если ранее выявленное нарушение не устранено, возможно составление нового процессуального протокола. При его рассмотрении судом может вновь назначаться аналогичная санкция.

Порядок назначения и исполнения санкции

Выявление фактов правонарушений происходит путем составления административного протокола. В зависимости от состава проступка, оформление протокола входит в компетенцию различных служб и ведомств. Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил процессуальный протокол сможет составить должностное лицо службы Роспотребнадзора.

Процедура назначения санкции выглядит следующим образом:

  • при составлении протокола может вводиться временный запрет на осуществление деятельности – это ограничение сохраняет силу до момента рассмотрения дела в суде, а срок запрета не может превышать пяти суток;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения по существу;
  • в процессе изучения доказательств суд должен выбрать один из видов санкций, включенных в статью КоАП РФ;
  • при вынесении постановления суд обязан мотивировать выбор указанной санкции.

Процедура исполнения судебного акта по приостановке деятельности проходит через службу ФССП. Постановление суда, вступившее в силу, направляется для исполнения приставам.

Исполнительные действия начинаются на основании постановления должностного лица ФССП. Этот документ направляется в адрес правонарушителя. Не позднее пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения судебного акта, нарушитель должен подтвердить выполнение назначенной санкции. Также допускается выход сотрудников ФССП на место осуществления фактической деятельности, а приостановка будет зафиксирована в процессуальных актах.

Исполнение санкции может происходить следующим образом:

  • фактическим прекращением деятельности по отдельным направлениям;
  • остановкой производственных участков, оборудования, агрегатов, механизмов и т.д.;
  • временным закрытием торговой точки, производственного помещения или иного объекта;
  • изданием распорядительного приказа по предприятию, в котором содержится указание прекратить выполнение работ или оказание услуг.

Если санкция не исполнена в добровольном порядке, должностные лица ФССП вправе использовать принудительные меры. Может опечатываться здание или отдельный механизм с составлением акта, виновные лица могут привлекаться к ответственности на неисполнение судебного акта и т.д. Неисполнение законных требований судебных приставов рассматривается как самостоятельное нарушение закона и может караться штрафом, либо иными санкциями.

Попытка продолжить деятельность вопреки назначенной санкции рассматривается как неисполнение судебного акта. Наказание за такое неправомерное поведения может устанавливаться в виде административного штрафа или ареста. Если деятельность повлекла причинение вреда здоровью или жизни граждан, а также наступление имущественного ущерба, в отношении виновных лиц может возбуждаться уголовное дело.

Читать еще:  Как выкупить акции с 1 июля 2016 года

Административное приостановление деятельности: что делать с работниками

  • Грозовская Елена | адвокат Адвокатской палаты Саратовской области

Что такое административное приостановление?

В ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ содержится определение административного приостановления деятельности, заключающееся во временном прекращении (до 90 суток):

  • деятельности компании (ее филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков),
  • а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

См. статью «Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками» журнала № 5′ 2018

В этой же статье перечислен полный перечень нарушений, когда столь суровый вид наказания применяется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Следует отметить, что наиболее часто он используется, когда речь идет:

  • об угрозе жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; финансированию терроризма;
  • нарушениях правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);
  • транспортной безопасности;
  • применении контрольно-кассовой техники.

Несмотря на то что к данному виду административной ответственности должны привлекать в исключительных случаях, ввиду невозможности применения менее строгого наказания, на практике используется он довольно часто (например, в силу ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, если компания ранее уже была наказана за аналогичное нарушение). Из-за своей внезапности и достаточно серьезных последствий это нередко ставит работодателя в тупик, и он не знает, как вести себя с сотрудниками.

Кто может назначить?

Административное приостановление деятельности назначается, как правило, судьей. За грубое нарушение требований промышленной безопасности административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ.

Однако бывают случаи, когда деятельность нарушителя необходимо приостановить немедленно, а ждать решения суда, которое будет вынесено только спустя 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении, не представляется возможным (см. ст. 29.6 КоАП РФ, где рассказывается о сроках рассмотрения дел об административном правонарушении).

Для разрешения этой проблемы законодатель ввел в КоАП РФ две статьи:

  • ст. 27.16 «Временный запрет деятельности» и
  • ст. 27.17 «Срок временного запрета деятельности».

Согласно ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности проверяющие могут применить до вынесения судом решения, если за совершение правонарушения возможно назначение наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет может иметь место в исключительных случаях, предусмотренных в ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ. Однако не думайте, что это какие-то экзотические ситуации.

Временный запрет могут ввести, например, если это необходимо:

1) для предотвращения:

  • непосредственной угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

2) для устранения допущенных нарушений (если их предотвращение другими способами невозможно), выразившихся:

  • в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранцев;
  • в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

То есть, например, нарушение правил пожарной безопасности или неофициальное привлечение к работе мигрантов вполне может парализовать работу вашей компании. Кстати, о том, как не допустить и первое, и второе, мы уже писали.

Временный запрет деятельности оформляется протоколом, который составляется должностными лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ, и передается судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ). После того как суд, орган, должностное лицо, назначившее административное наказание в виде административного приостановления деятельности, выносит указанное постановление, оно немедленно будет подлежать исполнению судебным приставом-исполнителем.

Что делать с работниками?

Как избежать проблем с сотрудниками на время административного приостановления деятельности? Важно понимать, что административное приостановление деятельности предприятия не означает автоматическое приостановление трудовых отношений, так как в ТК РФ не содержится норм, позволяющих приостановить выполнение работниками трудовых функций по данному основанию.

По сути, в случае, когда деятельность организации приостанавливается по решению госоргана, руководитель предприятия обязан ввести на предприятии простой (Пример 1) или перевести сотрудников на другую работу.

В исключительных случаях если они не захотят продолжить работать у своего работодателя, то могут подать заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию или по соглашению сторон. Также у работника есть право уйти в отпуск без сохранения заработной платы, но с разрешения руководителя предприятия (порядок тут будет такой же, как и при добровольной приостановке).

Приказ о введении простоя в случае административного приостановления деятельности

Интересно, что ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя в случае применения к нему указанной административной меры сохранить средний заработок или место работы (должность) за работниками. Исключение сделано в ст. 220 ТК РФ.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Несмотря на то что в упомянутой статье термин «простой» законодателем не используется, это основание вполне подходит под общее определение простоя, закрепленное в ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ: «временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического и организационного характера». Поскольку вина работодателя в подобном приостановлении деятельности предполагается, то правила ст. 157 ТК РФ об оплате простоя на такие ситуации не распространяются. Поэтому за работником сохраняется не только место работы или должность, но и средний заработок. Возможен и временный перевод сотрудника с его согласия на другую работу, но в любом случае за ним должен быть сохранен средний заработок по прежней работе (см., например, решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11.07.2016 по делу № 2-1843/2016). Добавим, что судебная практика практически всегда в указанных вопросах встает на сторону работника и обязывает работодателя выплачивать средний заработок и сохранять за ним место работы.

Нередко работодатели, деятельность которых была приостановлена не полностью, а только в части функционирования отдельных объектов, временно переводят сотрудников на другие работы. На практике это вызывает немало вопросов.

Необходимым условием для перевода работника без его согласия на срок до одного месяца на другую работу, не предусмотренную трудовым договором, у того же работодателя является наличие следующих обстоятельств:

  • катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия или эпизоотия и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Причем в таких ситуациях перевод допускается без учета специальности и квалификации работника (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ);
  • простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными выше. Однако, если перевод планируется на работу с более низкой квалификацией, работодатель должен получить согласие работника (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Читать еще:  Риски договора субаренды нежилого помещения

Действительно, довольно часто на практике речь идет о приостановлении деятельности не всей компании, а ее отдельных подразделений. Тогда применяются общие требования закона, которые действовали бы в случае приостановления деятельности всей организации (например, о расчете заработной платы, временном переводе сотрудника как с согласия работника, так и без согласия – в исключительных случаях согласно ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ и т.д.). См. Примеры 2, 3, в которых рассматривается ситуация, связанная с приостановлением деятельности отдельного подразделения.

Изменение к трудовому договору о временном переводе на другую работу

Административное приостановление деятельности

Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. В последнее время этот вид наказания применяется все чаще. Исполнение постановлений о приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов.

Комментарий дает начальник отдела правового обеспечения

УФССП России по Республике Карелия Татьяна Ермолинская

Общие положения

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных павонарушениях (далее КоАП) под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В этой же статье установлены ситуации, когда применяется административное приостановление деятельности. Например, такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др.

Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.

Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности. (ст. ст. 27.16, 27.17 КоАП).

Порядок исполнения

В соответствии со ст. 32.12 КоАП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Порядок исполнения постановлений об административном приостановлении деятельности установлен в ст. 109 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае административного приостановления исполнение постановления производится немедленно и, следовательно, сроком исполнения является дата возбуждения исполнительного производства. Согласно ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения в этом случае не устанавливается.

С учетом п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда в отношении средней школы о приостановлении деятельности в связи с низкой температурой в помещении.

Директором школы во исполнение постановления был издан приказ о приостановлении деятельности, далее проводилась работа по восстановлению температурного режима.

ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, или воспрепятствование их исполнению.

Постановления о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок их действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока. До этого момента судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений.

Досрочное прекращение

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п.п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда о приостановлении эксплуатации общежития на срок 90 дней в связи с нарушением норм пожарной безопасности. Исполнение затруднялось тем, что приостановление эксплуатации могло быть осуществлено только в случае временного выселения всех граждан, проживающих в общежитии, что нарушило бы их права и законные интересы. После возбуждения исполнительного производства должником были устранены обстоятельства, послужившие для административного приостановления деятельности. Судом было вынесено постановление о досрочном прекращении административного приостановления.

Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.

Невозможность исполнения

В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может придти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось постановление о приостановлении эксплуатации здания центральной районной больницы. С учетом, что эта больница – единственная на десятки километров в округе, невозможность исполнения, на мой взгляд, видна уже на момент вынесения такого решения. Распустить больных по домам, а вход в больницу опечатать?

Такие ситуации нередки: пример с общежитием из этой же категории. Приостановить эксплуатацию печи в 20-квартирном доме в зимнее время – еще один пример.

Интересно, что административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления или нет, наказание действовать перестает.

Время создания документа: 16 октября 2012 15:37

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector