Нормативно-правовые акты: в Системе Юрист сведения обновляют быстро

Юридическая обработка

Особая технология обработки документов выгодно отличает ГАРАНТ от систем, созданных по принципу электронного архива.
Благодаря огромной аналитической работе юристов компании «Гарант» пользователь имеет возможность не просто читать тексты документов, но и юридически грамотно применять их во взаимосвязи с другими нормативными актами и разъяснительными материалами.
На сегодняшний день в системе ГАРАНТ содержится более 3 миллионов документов.

При подключении в систему ГАРАНТ каждого нового документа проводится полный цикл юридической обработки.

Корректура

После перевода в электронный вид каждый документ проходит тестирование на аутентичность официальному тексту. Корректоры проверяют его дважды.

Этапы обработки документа

Перед подключением в информационный банк каждый документ подвергают предварительной юридической обработке:

  • фиксируют все его реквизиты для быстрого и удобного поиска по карточке запросов;
  • снабжают справкой, которая содержит полное название документа, наименование принявшего органа и дату принятия, номер и дату регистрации в Минюсте, порядок вступления в силу, перечень официальных публикаций и список всех изменений к документу;
  • создают гипертекстовые ссылки, связывающие текущий документ с другими;
  • помещают документ в определенный раздел классификатора;
  • подключают к поиску по ситуации.

Юридический анализ информационного банка

Эксперты юридического отдела проводят полный анализ документа на предмет его взаимосвязей со всем массивом законодательства. Вносятся изменения и дополнения, выявляются противоречия, разъясняются сложные формулировки, устанавливаются скрытые связи документов, не имеющих формальных ссылок друг на друга, автоматически строятся списки респондентов-корреспондентов.

Изучение взаимосвязей документа

Можно построить списки документов, ссылающихся на текущий документ, и списки документов, на которые ссылается он сам. Если список документов, на которые ссылается он сам, или список документов, ссылающихся на него слишком велик, можно сузить его, построив список только к интересующему фрагменту текста (например, к статье или пункту). Кроме того, начиная с версии системы ГАРАНТ 5.5., можно детализировать список, выбрав тип искомой информации, например, судебную практику. Списки документов, ссылающихся на текущий документ, и списки документов, на которые ссылается он сам, отражают как явные, так и косвенные связи с другими документами. Их полнота позволяет системно работать с законодательством как с единым массивом информации.

Благодаря юридической обработке каждый пользователь системы ГАРАНТ получает самые удобные и наглядные средства для изучения законодательства. Все нормативные акты поддерживаются в действующей редакции, но для анализа доступна и любая из предыдущих редакций. Официально принятые изменения вносятся в тексты. При этом вся история изменений видна на экране.

Базовый поиск

Базовый поиск — это универсальный инструмент для поиска информации в системе ГАРАНТ Платформа F1 ЭКСПЕРТ. Достаточно в одном поле сформулировать поисковый запрос, и вы мгновенно получите документ или список, наиболее точно ему отвечающий. Интеллектуальный поисковый механизм Базового поиска позволяет находить документы, содержащие интересующие слова и словосочетания не только в строго заданной форме, но и во всех падежах, числах, спряжениях и временах, учитывая общеупотребительные сокращения, аббревиатуры и синонимы, наиболее часто используемые в области права. При этом в полученном списке будут представлены как документы, содержащие искомое сокращение или аббревиатуру, так и документы, в которых встречается их полная форма.

Система проверяет поисковый запрос на наличие опечаток и предупреждает о них, а при однозначности замены исправляет запрос. При вводе нового контекста в поле Базового поиска Словарь популярных запросов предлагает выбрать наиболее удачную формулировку запроса.

Похожие судебные решения и консультации

При анализе документов (судебных решений или вопросов-ответов) по определенной проблеме часто возникает необходимость ознакомиться с дополнительными аналитическими материалами или судебной практикой по такому же или аналогичному вопросу. Теперь эта возможность реализована в системе ГАРАНТ Платформа F1 ЭКСПЕРТ. Это материалы судебной практики и консультации в виде вопросов-ответов, по своему содержанию и тематике близкие к документу, который в настоящий момент открыт пользователем. Для этого достаточно выбрать вкладку Похожие документы. Возможность изучения похожих документов освобождает от необходимости дополнительного поиска и анализа нужной информации, упрощает изучение правового вопроса, а также позволяет с большей долей вероятности спрогнозировать исход судебного дела или позицию налогового органа.

Уникальный вид поиска — Энциклопедия ситуаций

Поиск по ситуации — уникальная запатентованная разработка компании «Гарант». Энциклопедия ситуаций содержит около 100 000 подробных терминов («ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия»). Благодаря Энциклопедии ситуаций любой человек, не являющийся специалистом в рассматриваемой области и не знающий реквизитов нормативного акта, может отыскать в огромном массиве данных ответ на свой вопрос, подобрать документы, описывающие ситуацию. Для этого необходимо сформулировать вопрос и выбрать из него ключевые термины. Результатом поиска обычно является список из 3 — 7 документов. Пользователь попадает на конкретные фрагменты найденных документов, соответствующие заданному вопросу.

Поиск по классификатору

Поиск по классификатору — это поиск по тематическому рубрикатору правовой информации. Он удобен при составлении тематических подборок документов и для комплексного изучения правовой проблемы. Разделы и подразделы классификатора являются гипертекстовыми ссылками, переходя по которым можно конкретизировать задачу поиска. На последнем уровне находится список документов, соответствующий выбранным разделам. При входе из списка в текст объемных документов пользователь попадает именно на те фрагменты, которые отвечают по смыслу тематике выбранного подраздела. Для нормативных актов это конкретная норма права.

Каждый документ помещают в определенный раздел классификатора. Классификация нормативных актов по нормам права позволяет не только пользоваться рубрикатором для поиска конкретного документа или группы известных документов, относящихся к той или иной отрасли законодательства, но и находить все нормы, которые регулируют данные отношения. Довольно часто документ, относящийся целиком к какой-либо одной отрасли, может содержать норму права, существенным образом затрагивающую отношения из другой отрасли. Благодаря классификации документов по нормам права пользователь системы ГАРАНТ получает максимум информации о законодательстве, регулирующем интересующие его отношения.

Часто задаваемые вопросы

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью.

Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер.

Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации предъявляются определенные требования:

  • она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;
  • она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;
  • она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной.

Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Иная правовая информация называется ненормативной.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Юридическая сила нормативного правового акта — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Правовая культура — чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества.

Читать еще:  Статья 93.1 Налогового кодекса РФ: что изменилось в регулировании

В состав правовой культуры включаются:

  • правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
  • политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
  • уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов);
  • государственно-правовую идеологию;
  • права и свободы граждан.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Документы включаются в информационную базу после юридической обработки. Именно юридическая обработка документа, осуществляемая квалифицированным специалистом, превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему.

Юридическая обработка на 3/4 — это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание новых редакций документов при изменении.

Юридическая обработка включает следующие этапы:

  • классификацию (рубрикацию) документа, ввод ключевых слов,
  • выявление взаимосвязей документов,
  • формирование перекрестных ссылок между документами,
  • составление примечаний, справочных сведений к документу,
  • подготовку новой редакции документа при издании официальных изменений.

Взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

Юридическая обработка информации

Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.

Юридическая обработка – это такой вид работы, при котором осуществляется выявление взаимосвязей между документами, реализация и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание новых редакций документов при их изменении, а также экспертная обработка информации, при которой создаются специальные аналитические материалы и инструменты поиска. Всё это обеспечивает эффективное выполнение основной функции СПС – дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.

Так как юридическая обработка имеет аналитический, исследовательский характер, то ей свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документов, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права.

Субъективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

Стандартные элементы юридической обработки следующие:

· Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов (понятий). Перед введением нового документа в ИБ, все правовые акты распределяются по определенным темам, т.е. происходит систематизация правовой информации.

· Подготовка новых редакций документа при издании официальных изменений, вносимых в изучаемый документ.

· Выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами. Сформированный массив информации подвергается анализу с целью выявления других правовых актов, связанных с изучаемым документом, а также относящимся к определенной правовой проблеме.

· Подготовка примечаний к документу и справочных сведений.

Рассмотрим каждый элемент юридической обработки более подробно.

Подготовка новых редакций документа*

В условиях постоянного изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

· возможность получить полный текст правового акта со всеми внесёнными в него на сегодняшний день изменениями;

· возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определённую дату в прошлом.

В связи с этим, обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов (НПА) правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документе могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:

· замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;

· отмена отдельных частей текста документа;

· дополнение документа новыми частями.

Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений.

Многочисленные изменения одного документа без создания его новой редакции приводят к тому, что становиться практически невозможно пользоваться таким документом. Поэтому выход из создавшейся ситуации заключается в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции НПА.

Например, изменения Налогового кодекса РФ (часть вторая), внесенные Федеральным законом от 30.06.2005г. № 71-ФЗ заключаются в следующем:

Разработчики системы «КонсультантПлюс» уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям (функция «Быстрый поиск редакции»). В результате пользователи системы имеют удобный доступ к любой редакции НПА и полную информацию о периоде её действия.

Процедура внесения изменений в документ в системах «КонсультантПлюс» состоит из двух этапов:

Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.

В систему оперативно вносится содержащий изменения документ (документ Б), из текста которого можно по гипертекстовым ссылкам попасть в изменяемый им документ (документ А). При этом над текстом документа А появляется специальная информационная строка-предупреждение: «Внимание! Документ изменен — см. список изменяющих документов».

До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ, не рискуя получить устаревшую информацию.

Этап 2. Внесение изменений непосредственно в текст документа, т.е. создание новой редакции. После введения в ИБ изменяющего документа Б в строгом соответствии с его текстом специалистами компании «Консультант Плюс» создается новая редакция документа А.

Несмотря на то, что этот процесс требует выполнения значительного объема вспомогательной работы, новая редакция создается и вводится в ИБ в максимально короткий срок.

В результате этой работы:

· Текст новой редакции документа А включается в ИБ отдельным документом, при этом сохраняется первоначальный текст документа А (исходная редакция), а также все последующие редакции этого же документа. Т.е. в системах «Консультант Плюс» представлена полная ретроспектива редакций одного документа.

· После каждого измененного фрагмента указываются все документы, в соответствии с которыми внесены изменения, и дается ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Например, в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) к статье 143:

· После заголовка изменённого документа приводится полный перечень изменяющих документов, которые учтены в тексте созданной редакции. Например, к Семейному кодексу РФ под заголовком указываются изменяющие кодекс Федеральные законы:

· Для каждой редакции документа, включённой в систему, указывается период действия этой редакции. Если есть неопределённость в этом вопросе, то обязательно указывается на наличие такой неопределённости и объясняется, с чем связано её наличие в данном случае. Например, это будет указано в Справке к документу:

Читать еще:  У банка отозвана лицензия. Советы юристу компании, у которой там счета

Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.

Из любой недействующей редакции можно попасть в последнюю редакцию по ссылке в строке предупреждения в начале текста: «Внимание! Недействующая редакция. Перейти в действующую редакцию».

Если изменения касаются не непосредственно текста документа, а его действия (статуса), то новой редакции не создается. Такие изменения называются нетекстуальными, и в этом случае в текущей редакции над измененным пунктом вставляется соответствующее примечание. Документу присваивается пометка: «(с изм. от …)». Например, Федеральный закон от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» над статьей 136 имеется следующее примечание:

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Часто задаваемые вопросы

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью.

Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер.

Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации предъявляются определенные требования:

  • она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;
  • она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;
  • она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной.

Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Иная правовая информация называется ненормативной.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Юридическая сила нормативного правового акта — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Правовая культура — чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества.

В состав правовой культуры включаются:

  • правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
  • политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
  • уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов);
  • государственно-правовую идеологию;
  • права и свободы граждан.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Документы включаются в информационную базу после юридической обработки. Именно юридическая обработка документа, осуществляемая квалифицированным специалистом, превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему.

Юридическая обработка на 3/4 — это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание новых редакций документов при изменении.

Юридическая обработка включает следующие этапы:

  • классификацию (рубрикацию) документа, ввод ключевых слов,
  • выявление взаимосвязей документов,
  • формирование перекрестных ссылок между документами,
  • составление примечаний, справочных сведений к документу,
  • подготовку новой редакции документа при издании официальных изменений.

Взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

Юридическая обработка правовой информации

Введение 3
1. Понятие юридической обработки правовой информации 4
2. Опыт юридической обработки правовой информации в крупнейших информационных банках ИПС (на примере КонсультантПлюс) 5
Часть 2. Действующее законодательство о банкротстве
(несостоятельности) юридических лиц 13
Заключение 16
Список литературы 17

Новейшие информационные технологии, которых так не хватало нашим предкам, позволили нам сегодня создать и поддерживать в актуальном состоянии банк правовой информации объемом более 300 тысяч документов. Теперь все заинтересованные специалисты в любой точке России могут получать все необходимые нормативные, правоприменительные и ведомственные акты, использовать в работе все нюансы российского законодательства.
Этот информационный массив включает все федеральное, региональное законодательство, международное право, блок консультаций и справочных материалов по вопросам применения законодательства в бухгалтерском учете, налогообложении и судебной практике. Системы дают пользователю уверенность, что все необходимые документы — всегда под рукой, а значит — что любое решение будет выверено и юридически обосновано. Принципы информационного наполнения различных систем позволяют каждому выбрать ресурс, наиболее отвечающий его потребностям — от основополагающих документов до самого полного информационного банка, включающего все законодательство России. Если предприятию приходится отстаивать свои интересы в судебном порядке (от чего, к сожалению, не застрахован никто), то правовые системы и здесь будут надежной опорой. Системы позволят юристам защищать свою точку зрения, да и вести профилактику судебных споров более эффективно — опираясь на свод прецедентов судебной и арбитражной практики, на документы Верховного Арбитражного, Конституционного и других судов. Причем материалы системы дают возможность ссылаться именно на те нормативные и подзаконные акты, которые уже доказали свою действенность при разрешении спорных вопросов.

1. Понятие юридической обработки правовой информации

Обработка правовой информации — это специальная технология подготовки справок, комментариев к документу, расставление ссылок между документами, классификация актов и т.д. и т.п. Однако самое важное, на что стоит обратить внимание, — это составление новых редакций документов и принципы юридической обработки. Обязательно убедитесь, что в системе все документы даны в последней действующей редакции, а еще лучше — чтобы была предоставлена полная ретроспектива всех редакций. В этом случае вы сможете не только знать, как действует документ в настоящее время, но и соотнести свои действия в прошлом с действующим тогда законодательством.
Говоря о принципах юридической обработки, можно выделить два основных подхода. Одни разработчики снабжают документы ссылками, разъясняющими, какие документы, их статьи или разделы отменены либо изменены, и дающими указание на юридически взаимосвязанные акты. Другие — дают развернутые аналитические комментарии к документам о порядке применения тех или иных норм законодательства. Такие комментарии отражают частную точку зрения юристов фирм-разработчиков, поэтому первый подход кажется авторам более корректным. Очень важно, чтобы справки и комментарии готовились строго на основе положений и норм, изложенных в нормативных документах (3).
Юристы знают, что в современные информационно-правовые системы уже включено более 1,5 миллиона документов, более 14 тысяч документов добавляется ежемесячно. Практически в каждом документе можно выделить несколько фрагментов (частей, пунктов), существенных для отдельного рассмотрения и анализа при решении реальных задач. Такой массив информации крайне трудно анализировать с помощью только простейших программных средств поиска, просмотра и распечатки документов.
Именно поэтому разработчики справочно-правовых систем при вводе документов в систему проводят глубокую юридическую обработку всей правовой информации. Все это не просто существенно повышает эффективность работы пользователя, но и даже позволяет решать такие задачи анализа правовой информации, которые в принципе неразрешимы без использования специальных профессиональных инструментов — без справочных правовых систем.

Читать еще:  Договор аренды прекращен без акта приема-передачи. Арендатор рискует заплатить за лишние месяцы

2. Опыт юридической обработки правовой информации в крупнейших информационных банках ИПС

Некоторые производители СПС экспериментируют и с онлайновым доступом к своим базам данных. Режим on-line предполагает, что сама база находится не на компьютере пользователя, а на удаленном сервере. А у пользователя есть специальная программа, которая позволяет работать с такой базой. Однако, несмотря на “моду” на Internet, он-лайновый доступ к правовым базам не получил пока серьезного развития в России. Это связано с рядом причин. Работа с нормативными актами на WWW-сервере через обычные телефонные линии крайне неудобна. А иметь выделенный телекоммуникационный канал дорого. Так что сейчас 95 процентов всех пользователей работают со стандартными офф-лайновыми базами, записанными на жестком диске или CD-ROM (3).
При выборе системы необходимо решить, с какой частотой необходима новая информация. Стоит учесть, что обновлять свою систему раз в месяц или реже явно нецелесообразно. Законодательство так быстро развивается, что за это время появятся новые документы, а много имеющихся успеет устареть. Только еженедельно (или чаще) получая новую информацию, вы можете быть уверены, что будете в курсе всех законодательных изменений и успеете вовремя на них среагировать.
По технологии передачи информации все существующие справочные системы можно разделить на две основные группы. В одних для обновления информации необходимо полностью заменить базу на компьютере пользователя, в других — подключается только свежая информация с новыми документами и изменениями. Оба способа обеспечивают одинаковое наполнение систем. Однако передача только новой информации примерно в 3-5 раз экономнее полной смены базы, к тому же позволяет получать новые документы каждый день по сетям телекоммуникаций (5).
Еще один вопрос, которые необходимо осветить в данном параграфе контрольной работы: с какой скоростью новые документы поступают в систему? Понятно, что ни один разработчик, да, собственно, и ни одно обычное периодическое издание не могут обеспечить публикации нормативного акта в день его принятия. Необходимо провести юридическую обработку, расставить ссылки, снабдить документ комментариями, проверить на соответствие оригиналу. Только после этого документы поступают в систему. Но сколько времени уходит на подготовку электронных копий? Как быстро вы получите новый документ? Вы можете сравнить задержку поступления одинаковых документов в разных системах и выбрать наиболее оперативную. В наиболее мощных индустриальных системах она составляет от 3-х до 10-ти дней в зависимости от ведомства. Если задержка между датой принятия и поступления в систему невелика, то это свидетельствует о том, что у фирмы налажены четкие каналы сбора, обработки и передачи информации.
Интересен опыт компании 1С в области юридической обработки правовой информации, включаемой в состав информационного банка информационно-правовой системы КонсультантПлюс.
Каждый документ включается в системы КонсультантПлюс только после предварительной юридической обработки, облегчающей его анализ и освобождающей пользователя от ненужной работы. Базовые принципы юридической обработки документов разрабатываются с участием постоянно действующего Научного совета, возглавляемого доктором юридических наук, профессором А.Л. Маковским, первым заместителем Председателя Совета исследовательского Центра частного права при Президенте РФ.
Принципиальный подход компании «Консультант Плюс» заключается в проведении абсолютно полной объективной и необходимой субъективной юридической обработки всех включаемых материалов.
Основой тематической классификации документов в системах КонсультантПлюс служит новый классификатор правовых актов РФ. Классификатор, разработанный при активном участии специалистов компании «Консультант Плюс», одобрен указом Президента от 15.03.2000 № 511 и рекомендован для использования при формировании банков данных правовой информации.
Для тематической классификации правовых актов в системах КонсультантПлюс используется до пяти уровней детализации по новому классификатору. Самый верхний уровень представлен 21 рубрикой, в числе которых: «Конституционный строй», «Основы государственного управления», «Гражданское право», «Финансы», «Хозяйственная деятельность», «Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело», «Международные отношения. Международное право», «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» и другие (3).
В процессе юридической обработки информации специалисты «Консультант Плюс» систематизируют все правовые акты, включаемые в справочные правовые системы, подбирая соответствующие рубрики классификатора. Таким образом, для каждого правового акта четко определяется его собственное место в информационном банке.
Высокая квалификация юристов КонсультантПлюс подтверждена победой в тендере на разработку системы классификации правовых актов РФ, проведенном Российским фондом правовых реформ.
Правовые акты в системах КонсультантПлюс связаны между собой гипертекстовыми ссылками. По ссылкам из текста документа можно моментально попасть в любой упомянутый в нем документ. Полные списки документов, имеющих с исходным смысловую юридическую связь, содержатся в справке к документу: обратные ссылки — документы, упоминающие исходный, и прямые ссылки — документы, упоминаемые в исходном.
Типы юридической взаимосвязи документов:
• обратные ссылки — «изменяет действие», «дополнен», «текст изменен», «изменен», «создает следующую редакцию», «в соответствии принят», «во исполнение принят», «частично утратил силу в связи. «, «утратил силу в связи. «, «применение разъяснено»
• прямые ссылки — «дан с изменениями, внесенными. «, «дополняет содержание», «вносит изменения в текст», «изменяет», «дан в редакции», «принят в соответствии», «принят во исполнение», «признает утратившим силу некоторые положения», «признает утратившим силу», «разъясняет применение».
Каждый правовой акт, включаемый в базы данных КонсультантПлюс, юридическая служба снабжает подробной справкой. Справка содержит информацию об источнике публикации данного документа, примечание к документу, списки обратных и прямых ссылок.
В случаях, когда информация о состоянии документа не может быть полностью отражена с помощью ссылок, она сообщается пользователю в виде примечания к документу в целом или к его отдельной части.
Примечания к документу используются, если информация относится ко всему документу в целом. Эти примечания разъясняют особенности вступления документа в силу, а также особенности его применения и действия. Примечания к документу включаются в справку.
Все примечания основываются на информации, содержащейся в других документах. Путем анализа и сопоставления всех правовых актов, имеющихся в базе данных, которые регулируют одинаковые правоотношения, юридической службой «Консультант Плюс» выявляются документы, хотя прямо и не признанные утратившими силу, но фактически являющиеся недействующими. Такая информация также содержится в примечании к документу.
Примечания в тексте документа используются для внесения в текст дополнительной информации, относящейся к определенной, конкретной части документа, отдельному фрагменту текста, и содержат сведения, важные для применения документа (например, о вступлении в силу отдельных частей документа), поясняют скрытые связи документов друг с другом, указывают на отдельные неточности и технические ошибки в официальных текстах.
Часть примечаний в тексте отражает мнения экспертов юридической службы «Консультант Плюс», о чем прямо указано в их тексте: «КонсультантПлюс: примечание». Специальные возможности предусматривают вывод примечаний на экран или их отключение по желанию пользователя.
Технология КонсультантПлюс позволяет поддерживать документы системы в актуальном состоянии в соответствии с изменениями текущего законодательства, что при ежедневном обновлении исключает возможность использования устаревшей информации. В систему оперативно вносится вся новая информация, касающаяся каждого документа: от обновленного перечня источников опубликования до актуализированного текста редакции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector