Протокол осмотра налоговой: ошибки при составлении

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

Какие требования предъявляют к оформлению протокола

Сегодня применяются различные формы налогового контроля, из которых наиболее эффективными считаются налоговые проверки, которые в свою очередь могут быть камеральными и выездными. В рамках и за рамками налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, такие как:

  • Получение объяснений (допрос) налогоплательщика. При таком действии закон позволяет сотрудникам ведомства вызывать налогоплательщика для выслушивания его пояснения, если какая-либо информация, им предоставленная, вызовет подозрения или окажется неверной. Заметим, все показания заносятся в протокол.
  • Осмотр помещения налогоплательщика, используемое им для получения дохода. которое предприниматель использует для получения дохода (сдача в аренду, например). Проведение этой процедуры регламентируется статьей 92 Налогового кодекса РФ в присутствии понятых и только в рамках выездных проверок. В зависимости от обстоятельств, может применяться фото- и/или видеосъемка. Данная форма налогового контроля также сопровождается оформлением соответствующего протокола.
  • Осмотр предметов или документов проверки, также осуществляется в рамках выездной проверки и оформляется протоколом (ст. 92 Налогового кодекса РФ).
  • Производство выемки документов и сведений касающихся проверки.Форма протокола выемки документов и предметов приведена в приложении № 8 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.
  • Участие понятых при выездной налоговой проверке. Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ утверждена установленная форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов, которая предусматривает подпись понятых лиц.
  • Допрос свидетеля.Все ответы свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.
  • Ознакомление проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы. Форма протокола приведена в приложении № 10 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

При производстве всех вышеперечисленных действиях, по осуществлению налогового контроля составляются протоколы на русском языке. Помимо вышеуказанных форм и методов налогового контроля, налоговиками может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов.

Статья 99 Налогового кодекса РФ содержит общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, согласно которой, в любом из соответствующих протоколов обязательно должно быть прописано следующее:

  • «Шапка» протокола – его название (осмотр, выемка, допрос, дополнительные мероприятия и т.п.);
  • Данные о времени и месте осуществления конкретного процессуального действия в отношении проверяемого лица;
  • Время начала и время завершения процессуальных действий;
  • Ф.И.О. и должность лица, непосредственно составившего протокол;
  • Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего и присутствовавшего при производстве действия, в необходимых случаях — их адреса, гражданство, сведения о владении русским языком;
  • содержание конкретного действия, последовательность в его проведении;
  • факты и обстоятельства, выявленные при производстве действия;
  • ознакомление присутствовавших, участвующих лиц;
  • подпись должностного лица его составившего (инспектора налоговой службы);
  • приложение фотоснимков, видеозаписей и иных материалов, сделанных при производстве действия.

При производстве налоговым инспектором выемки, изъятия документов или предметов у проверяемого налогоплательщика также составляется протокол с соблюдением требований, указанных в ст. 94, 99 Налогового кодекса РФ. При этом важным моментом является то, что выемка или изъятие документов и предметов в ночное время суток запрещена, соответственно протокол о таком процессуальном действии налогового контроля не может быть составлен должностным лицом в ночное время суток. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается по почте лицу, у которого они были изъяты.

При производстве осмотра должностным лицом налогового органа производственных, складских, торговых и других помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения дохода, также должен быть составлен протокол осмотра (ст.92 Налогового кодекса РФ).

Кем подписывается протокол и какие к нему нужно приложить документы

Завершающий этап в составлении протокола при производстве действий налогового контроля заключается в том, что все участники проверочных действий сначала внимательно читают протокол. При этом все участвующие лица имеют право вносить свои возражения относительно его содержания, а могут и вовсе возражать против его приобщения к материалам проверки или налогового правонарушения, об этом указано в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Затем протокол подписывается должностным лицом, которое составило протокол, далее он подписывается всеми лицами, участвовавшими при производстве действий или присутствовавшими при их проведении (п. 4 ст. 99 Налогового кодекса РФ). К протоколу могут быть приложены фотоснимки, видеозаписи и другие материалы, сделанные при производстве конкретного действия (п. 5 ст. 99 Налогового кодекса РФ).

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля также должен быть составлен соответствующий протокол, который также подписывается всеми присутствовавшими при ознакомлении лицами. К такому протоколу обязательно должна быть приобщена копия доверенности представителя проверяемого лица, в том случае если он действует через своего представителя.

Что касается прав налогоплательщика на получение копии протокола о совершенном действии налогового контроля, то, например, согласно Письма ФНС России от 25.07.2013г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых поверок», копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. Чтобы не допускать нарушения своих прав при производстве действий налогового контроля, знайте свои права, знакомьтесь с содержанием протокола и приложенными к нему документами, прежде чем подписывать.

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Налоговикам дано право проведения на территории налогоплательщика осмотра – специальной процедуры в рамках налогового контроля. Когда и как он проводится, расскажем в нашей статье.

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении 13 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте здесь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
    • его наименование;
    • место и дата составления протокола;
    • время начала и окончания осмотра;
    • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
    • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
    • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
    • подробное описание результатов осмотра.
Читать еще:  Какие изменения в Градостроительном кодексе появились в августе 2018 года

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

Какие требования предъявляют к оформлению протокола

Сегодня применяются различные формы налогового контроля, из которых наиболее эффективными считаются налоговые проверки, которые в свою очередь могут быть камеральными и выездными. В рамках и за рамками налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, такие как:

  • Получение объяснений (допрос) налогоплательщика. При таком действии закон позволяет сотрудникам ведомства вызывать налогоплательщика для выслушивания его пояснения, если какая-либо информация, им предоставленная, вызовет подозрения или окажется неверной. Заметим, все показания заносятся в протокол.
  • Осмотр помещения налогоплательщика, используемое им для получения дохода. которое предприниматель использует для получения дохода (сдача в аренду, например). Проведение этой процедуры регламентируется статьей 92 Налогового кодекса РФ в присутствии понятых и только в рамках выездных проверок. В зависимости от обстоятельств, может применяться фото- и/или видеосъемка. Данная форма налогового контроля также сопровождается оформлением соответствующего протокола.
  • Осмотр предметов или документов проверки, также осуществляется в рамках выездной проверки и оформляется протоколом (ст. 92 Налогового кодекса РФ).
  • Производство выемки документов и сведений касающихся проверки.Форма протокола выемки документов и предметов приведена в приложении № 8 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.
  • Участие понятых при выездной налоговой проверке. Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ утверждена установленная форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов, которая предусматривает подпись понятых лиц.
  • Допрос свидетеля.Все ответы свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.
  • Ознакомление проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы. Форма протокола приведена в приложении № 10 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

При производстве всех вышеперечисленных действиях, по осуществлению налогового контроля составляются протоколы на русском языке. Помимо вышеуказанных форм и методов налогового контроля, налоговиками может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов.

Статья 99 Налогового кодекса РФ содержит общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, согласно которой, в любом из соответствующих протоколов обязательно должно быть прописано следующее:

  • «Шапка» протокола – его название (осмотр, выемка, допрос, дополнительные мероприятия и т.п.);
  • Данные о времени и месте осуществления конкретного процессуального действия в отношении проверяемого лица;
  • Время начала и время завершения процессуальных действий;
  • Ф.И.О. и должность лица, непосредственно составившего протокол;
  • Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего и присутствовавшего при производстве действия, в необходимых случаях — их адреса, гражданство, сведения о владении русским языком;
  • содержание конкретного действия, последовательность в его проведении;
  • факты и обстоятельства, выявленные при производстве действия;
  • ознакомление присутствовавших, участвующих лиц;
  • подпись должностного лица его составившего (инспектора налоговой службы);
  • приложение фотоснимков, видеозаписей и иных материалов, сделанных при производстве действия.

При производстве налоговым инспектором выемки, изъятия документов или предметов у проверяемого налогоплательщика также составляется протокол с соблюдением требований, указанных в ст. 94, 99 Налогового кодекса РФ. При этом важным моментом является то, что выемка или изъятие документов и предметов в ночное время суток запрещена, соответственно протокол о таком процессуальном действии налогового контроля не может быть составлен должностным лицом в ночное время суток. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается по почте лицу, у которого они были изъяты.

При производстве осмотра должностным лицом налогового органа производственных, складских, торговых и других помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения дохода, также должен быть составлен протокол осмотра (ст.92 Налогового кодекса РФ).

Кем подписывается протокол и какие к нему нужно приложить документы

Завершающий этап в составлении протокола при производстве действий налогового контроля заключается в том, что все участники проверочных действий сначала внимательно читают протокол. При этом все участвующие лица имеют право вносить свои возражения относительно его содержания, а могут и вовсе возражать против его приобщения к материалам проверки или налогового правонарушения, об этом указано в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Затем протокол подписывается должностным лицом, которое составило протокол, далее он подписывается всеми лицами, участвовавшими при производстве действий или присутствовавшими при их проведении (п. 4 ст. 99 Налогового кодекса РФ). К протоколу могут быть приложены фотоснимки, видеозаписи и другие материалы, сделанные при производстве конкретного действия (п. 5 ст. 99 Налогового кодекса РФ).

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля также должен быть составлен соответствующий протокол, который также подписывается всеми присутствовавшими при ознакомлении лицами. К такому протоколу обязательно должна быть приобщена копия доверенности представителя проверяемого лица, в том случае если он действует через своего представителя.

Что касается прав налогоплательщика на получение копии протокола о совершенном действии налогового контроля, то, например, согласно Письма ФНС России от 25.07.2013г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых поверок», копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. Чтобы не допускать нарушения своих прав при производстве действий налогового контроля, знайте свои права, знакомьтесь с содержанием протокола и приложенными к нему документами, прежде чем подписывать.

Осмотры в рамках выездных проверок опаснее выемки документов и компьютеров?

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

Под конец года налоговая инспекция рассылает копии решений о проведении выездной проверки с утроенной силой. Почему? Потому, что так она успевает «захватить» три года, предшествующих году вынесения решения. Например, если решение вынесено в конце 2018 года, то проверить на выездной проверке можно будет 2015-2017 годы.

Вы читали ряд наших статей о допросах и связанных с ними рисках. Поэтому в этой статье мы поговорим об осмотре как мероприятии во время выездной налоговой проверки . Кажется, что по сравнению с выемкой документов и компьютеров осмотр не представляет особенной опасности, но это не так. Но сперва расскажем, на что обращать внимание при появлении инспекторов на пороге компании.

Читать еще:  Встречный иск в гражданском процессе

Как правило, налоговый орган цивилизованно высылает компаниям копию решения о выездной проверке. Но ничто не мешает инспекторам появиться на пороге компании в понедельник в 8.00, чтобы застать сотрудников врасплох. При этом у инспекторов должно быть на руках решение о проведении проверки. Поэтому

секретарь или лицо, ответственное за допуск в компанию, должны быть проинструктированы, как себя вести, если инспекторы нагрянули внезапно.

Лучше, если у ваших сотрудников будет памятка о том, как вести себя при появлении инспекторов и, что важнее, какую информацию должно содержать решение о назначении проверки. В решении должны быть указаны:

  • какую компанию проверяют;
  • какие налоги проверяют и за какой срок;
  • должности, фамилии и инициалы инспекторов с номерами служебных удостоверений;
  • руководитель или зам руководителя инспекции, которая обслуживает компанию;
  • руководитель группы проверяющих.

Необходимо сверить удостоверения инспекторов с теми данными, которые указаны в решении. Инспекторов, которые хотят пройти на предприятие, но не указаны в решении, можно не пускать.

Практика показывает, что некоторые нарушения суды признают несущественными. Например:

  • не указан конкретный налог, по которому проходит проверка или указано «по всем налогам»;
  • не указан руководитель группы проверяющих и т.д.

Придираться к таким вещам не стоит.

Проинформируйте сотрудников о том, что пришла проверка

У секретаря должна быть инструкция разослать по эл.почте или мессенджерам уведомление о том, что пришли проверяющие и список того, что нужно сделать:

  • выйти из всех аккаунтов в компьютерах и удалить информацию для автозаполнения логина и пароля (Гугл Хром предлагает запоминать логин и пароль, это надо учесть. Работники должны знать, как отключать эту функцию);
  • убрать со столов все документы и закрыть их в шкафы на ключ;
  • а также напоминание о правах сотрудников при проведении проверки.

Зачем выходить из аккаунтов и убирать документы? Затем, что если программы на компьютере останутся работать, инспекторы изъяв компьютер могут изучить содержащуюся в нём информацию и распечатать её. Если же компьютер будет выключен, то сотрудник может отказаться заходить в важные программы, ту же 1С, под благовидным предлогом, например:

нужен временный пароль, а его надо запросить у админа, а админ работает удалённо. И как назло, в ответ на смску с просьбой прислать пароль молчит. Что поделать, зайти в 1С теперь невозможно. Увы.

Лучше, если у вас будет человек, ответственный за взаимодействие с инспекторами во время проверки.

Предоставлять ли отдельное помещение для инспекторов?

В НК нет требования предоставить инспекторам в ходе выездной проверки отдельное помещение, поэтому действуйте, исходя из обстоятельств и своих возможностей. Помните, что обострять отношения с инспекторами причины нет. Предоставление помещения и, например, кофе будет воспринято как деловая вежливость. Это может сыграть вам на руку. Как?

Выездная проверка чревата огромными доначислениями . Инспекторы, выходя на проверку, уже провели предпроверочный анализ , и примерно представляют, какую сумму они вам в итоге доначислят. Вы можете спросить у них это, и ничто не запрещает инспекторам честно назвать вам предполагаемую сумму. Это избавит вас от муки неизвестности. Если сумма будет небольшая, то вы сможете вздохнуть с некоторым облегчением. Если сумма катастрофическая, то придётся готовиться к юридической борьбе, но выматывающая неизвестность в любом случае исчезнет.

Осмотры во время выездной проверки — это опасно

Что может делать налоговая во время выездных проверок? Вообще много чего:

Но нас сейчас интересуют осмотры.

Налоговые инспекторы могут осматривать помещения, территории, склады, документы, компьютеры. Компьютеры — это вообще кладезь информации для доначислений. Особенно папки с названием контрагентов, где бухгалтера сохраняют первичку от имени компаний-однодневок — договор, приложения к нему, акты, счета-фактуры, товарные накладные и т.д.

По нашей практике, фиктивный документооборот с однодневками:

  • не ведётся вообще и «рисуется» по мере необходимости;
  • готовится бухгалтером со стороны таких недобросовестных контрагентов.

Исключением являются те компании, которые налогоплательщик сам создал и контролирует, используя их в своём бизнесе и формально устранив признаки аффилированности и подконтрольности. В этом случае документы готовятся бухгалтерией налогоплательщика. И чаще всего они имеются в электронном формате.

Получив доступ к электронным документам, например в формате Word или Excel, проверяющие обращают внимание на дату создания файла, имя автора и имя компьютера. Эти сведения они могут увидеть в свойствах файла.

Если документы (договор или счёт-фактура) были созданы по времени позже, чем дата в договоре или дата поставки, то по мнению инспекции документы по операции с контрагентом нереальны, и обществом создан фиктивный документооборот.

Более того, если внутренние документы и документы созданные от имени контрагента (например счет-фактура, товарная накладная) будут иметь одно и то же имя компьютера и автора, то это также укажет на создание документов от имени спорного поставщика самим налогоплательщиком.

В рамках осмотра компьютера инспектор может распечатывать документы из 1С. Если там есть что-то, имеющее отношение к двойной или чёрной бухгалтерии, считайте, что доначисления уже есть.

Реальная история. Компания понимает, что придёт полиция с выемкой. Полицию интересовали книги покупок и продаж в адрес контрагентов и другие документы. Компания подготовилась: убрала документы из офиса. И вот полиция приходит. Бухгалтер как сидела в программе 1С, так и осталась сидеть. Полицейские преспокойно подошли и попросили распечатать данные, которые им нужны из 1С. Бухгалтеру ничего не осталось, кроме как сделать это. Так полиция получила все данные, которые хотела: книги покупок и продаж, оборотно-сальдовые ведомости и т.д. Тут даже выемки не понадобилось. Действия полиции вполне укладываются в осмотр. Вот такие они опасные, эти осмотры.

Что могут заметить инспекторы во время осмотра?

  • задвоение или отсутствие товара на складе;
  • один и тот же вход на два предприятия, единый ресепшн. Аргумент в пользу аффилированности;
  • факт того, что сотрудники двух разных компаний беспрепятственно ходят из офиса одной компании в офис другой компании. Наверное, это один бизнес формально раздроблен на две фирмы;
  • несоответствие площади склада заявленному количеству товара. Якобы склад просто недостаточно большой, чтобы вместить весь товар, значит, сделка по покупке фиктивна;
  • что товаром никто не пользуется. Например, были закуплены системные блоки, а во время осмотра инспектор заметил, что они не подключены к сети, да и вообще на них слой пыли. Значит, закупка экономически нецелесообразна.

Инспекция использует информацию, полученную во время осмотра, против компании. А чтобы доводы выглядели убедительнее для суда, составит фототаблицу, то есть сфотографирует помещения, товар и приложит фотографии к делу.

осмотр не оформляется решением или постановлением. То есть инспекции не нужен никакой отдельный документ для проведения осмотра, достаточно решения о назначении выездной проверки.

Однако двое понятых для осмотра всё-таки нужны. При этом ни сотрудники инспекции, ни ваши сотрудники понятыми быть не могут. Следите за тем, чтобы понятые присутствовали во время осмотра, а не просто пришли подписать протоколы.

При осмотре составляется протокол, который подписывают понятые.

Как видите, уважаемые бизнесмены, осмотр ничуть не менее опасен в плане доначислений, чем выемка. Если выемка — это «пришли, изъяли, оценили, зафиксировали», то осмотр — это «пришли, увидели, зафиксировали». Слово «зафиксировали» есть и там и там. Зафиксированную информацию используют против вас.

Инспекторы имеют право не предупреждать компанию о проведении выездной проверки . Инспекторы могут просто появиться на пороге компании, имея на руках решение о проведении проверки.

Осмотр — одно из мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки . Важно, что начало осмотра не оформляется отдельным документом. Составляется протокол осмотра, который должны подписать понятые.

Во время осмотра инспекторы могут получить важнейшую информацию, которая ляжет в основу доначислений . В этом смысле осмотры не менее опасны, чем выемка.

При осмотре должны присутствовать понятые . Ими не могут быть ни ваши сотрудники, ни сотрудники инспекции.

Как инспекции взыскивают налоги с взаимозавивимого бизнеса и людей?

Алгоритм, что делать, если инспекторы пришли с выездной проверкой без предупреждения

Подготовка к выездной налоговой проверке на конкретном примере. Часть 1

Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

Как «отбить» доначисления? Самый полный в Рунете список аргументов против инспекции. Первая часть

Не убрали из офиса лишний компьютер? Заплатите 80 млн руб

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.
Читать еще:  Процессуальные нарушения инспекторов в ходе налоговой проверки. Как обернуть промахи контролеров на пользу компании

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке .

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector