Что проверить перед заключением договора

Проверяем контрагента перед заключением договора. Активная проверка

Продолжаем тему проверок по контрагентам (для подтверждения их правоспособности, деловой репутации и финансово-материального обеспечения). В прошлой статье мы говорили о фоновых проверках. А сейчас рассмотрим особенности проведения активных проверок.

Активная проверка проводится с истребованием документов и информации у контрагента, его контрагентов или государственных ведомств.

Проверка правоспособности организации (индивидуального предпринимателя)

  • свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • свидетельства о постановке на налоговый учет (присвоении ИНН) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • выписки из ЕГРЮЛ с данными о единоличном исполнительном органе (для организаций);
  • устава (для организаций);
  • документа, подтверждающего основания для нахождения по юридическому и фактическому адресу, другим адресам (нахождения складов, производственных помещений и т.д.), – договора аренды, пользования помещением и т.д.;
  • паспортов руководителя (индивидуального предпринимателя) и лиц, уполномоченных на заключение договора и подписание сопутствующих документов (в частности, счетов-фактур при их выставлении контрагентом);
  • приказов о приеме на работу уполномоченных сотрудников контрагента (трудовых книжек, справок о занимаемой должности и т.д.);
  • доверенности на представление интересов контрагента (на заключение договора, подписание определенных документов) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, предоставить такие документы может свидетельствовать:

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств;
  • о том, что от лица реального контрагента могут действовать не уполномоченные им лица;
  • о неисполнении им налоговых обязательств (ведении деятельности с высоким налоговым риском) (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.).

2. Путем установления верифицируемого (с проверкой документов) личного контакта с уполномоченными представителями контрагента (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, лицами, имеющими право заключать от имени контрагента договоры):

  • в месте нахождения самой организации (индивидуального предпринимателя);
  • при возможности – в месте нахождения контрагента, что одновременно обеспечит проверку достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса контрагента.

Целесообразно, чтобы подобные контакты были запротоколированы (отмечены в журналах визитов посетителей, протоколах, отчетах сотрудников, проводивших переговоры).

Цель проверки: отсутствие личных контактов с руководством контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, может повлечь обвинения в непроявлении должной осмотрительности при выборе такого контрагента (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.). Это, в свою очередь, может иметь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Кроме того, уклонение руководства нового контрагента от личных контактов при намерении заключить крупную сделку может свидетельствовать об отсутствии намерений исполнять обязательства по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка правоспособности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом в ходе такой проверки целесообразно проверять и деловую репутацию контрагента.

Проверка налогового профиля

  • направлен в налоговую инспекцию по месту учета потенциального контрагента в произвольной форме;
  • сформулирован с учетом требований о защите налоговой тайны – его предметом должны быть сведения о нарушении контрагентом налогового законодательства (в т. ч. о наличии задолженности по платежам в бюджет), что не является налоговой тайной (письмо УФНС России по г. Москве № 09-10/093263 от 3 октября 2008 г.).

В то же время на практике вероятен отказ налоговой инспекции в предоставлении данных сведений. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговой инспекции по информированию об исполнении контрагентами налогоплательщиков своих налоговых обязательств, а также указывает на возможное наличие налоговой тайны в запрашиваемых сведениях (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.).

Цель проверки: сам запрос в ИФНС (даже в случае отказа в предоставлении данных) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

При намерении заключить крупную сделку (на которую придется существенная часть вычетов или расходов) в случае отказа налоговой инспекции целесообразно получить сведения об исполнении контрагентом налоговых обязательств непосредственно у контрагента.

2. Путем запроса у контрагента информации об исполнении им налоговых обязательств. Целесообразно и достаточно запросить:

  • копии титульных листов деклараций (за последние периоды) по основным налогам, уплачиваемым контрагентом (налогу на прибыль, единому налогу при УСН) с отметками налоговой инспекции о принятии;
  • при подаче контрагентом деклараций в электронном виде – распечатанные электронные квитанции о приеме деклараций налоговой инспекцией, заверенные самим контрагентом;
  • справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Данные документы не содержат какой-либо налоговой тайны и могут быть без ущерба представлены добросовестными контрагентами.

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

При этом убедительными будут также доказательства уплаты контрагентом налоговых платежей (соразмерно заявленным масштабам его деятельности) – копии платежных поручений, актов сверок контрагента со своей налоговой инспекцией. Однако, скорее всего, такую просьбу может удовлетворить только контрагент, претендующий на заключение крупной (по его масштабам) сделки.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка налоговой добросовестности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Проверка реальности, деловой репутации и имущественного положения контрагента

  • работников для непосредственного исполнения обязательств по договору (копия штатного расписания и т.д.);
  • активов для исполнения обязательств по договору (копии правоустанавливающих (правоподтверждающих, регистрационных) документов на объекты недвижимости, транспортные средства и т.д.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.):

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств (отсутствии намерения их исполнить);
  • о посредническом характере его деятельности, что повышает как риск неисполнения договорных обязательств, так и риск признания налоговой выгоды по сделкам с ним необоснованной.

2. Путем запроса данных в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Для запроса необходимо согласие контрагента на получение информации о нем в ЦККИ (ключ доступа (простой набор цифр), указываемый контрагентом в случае согласия на передачу данных о кредитной истории). Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие сведений о контрагенте в ЦККИ свидетельствует, что он хотя бы один раз обращался в банк за получением кредита. А значит, положительный ответ на запрос позволит установить как реальность контрагента, так и его финансовую дисциплину (исполнение обязательств перед кредиторами). Запрос кредитной истории целесообразен при намерении кредитовать контрагента (при перечислении аванса, предоставлении коммерческого кредита, выдаче займа и т.д.).

3. Путем поиска сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реестре нельзя запросить данные по конкретному собственнику (получить список объектов, которые ему принадлежат), но можно, в частности, установить собственника здания (помещения), по которому зарегистрирован контрагент. Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие в собственности контрагента недвижимого имущества с большой долей вероятности свидетельствует о его реальности и наличии имущества для исполнения обязательств.

4. Путем проверки данных о сертификате или декларации соответствия контрагента-производителя (импортера) в Едином национальном реестре Росаккредитации:

  • в реестре сертификатов соответствия;
  • в реестре деклараций соответствия.

Цель проверки: наличие сертификата (декларации соответствия) с большой долей вероятности свидетельствует о реальности деятельности контрагента и наличии имущества для исполнения обязательств, качестве продаваемой продукции.

5. Путем запроса сведений о деловой репутации у самого контрагента и его контрагентов, данных об исполненных контрактах (их количестве, качестве исполнения, претензиях контрагентов).

Цель проверки: наличие сведений о деловой репутации контрагента, подтвержденных его контрагентами, позволит подтвердить реальность контрагента и оценить риск неисполнения им обязательств по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка деловой репутации контрагента (прежде всего, реальной возможности исполнить сделку) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Классификация (установление рейтинга) контрагентов по способам проверки

  • если минимизируется риск налоговых претензий по сделкам с крупным контрагентом (на которого приходится значительная доля вычетов или расходов), то целесообразно:
  • провести активную проверку исполнения им своих налоговых обязательств, то есть запросить в ИФНС или у самого потенциального контрагента сведения о сдаче им налоговой отчетности и (или) нарушениях налогового законодательства;
  • при невозможности такой проверки – сформировать максимально полное досье в части правоспособности, налогового профиля и деловой репутации контрагента;
  • если минимизируется общий риск предъявления налоговых претензий по сделкам с контрагентами (например, новыми), то достаточно комбинации нескольких способов проверки (проверки правоспособности, запроса документов и т.д.) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • если минимизируется риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, то особое внимание должно быть уделено проверке реальности деятельности контрагента и его деловой репутации.

Набор способов проверки целесообразно закрепить в отдельном документе (например, в Положении о преддоговорной работе). При этом для удобства можно предусмотреть присвоение контрагенту коэффициента (рейтинга, уровня) в зависимости от результатов проверки. При рейтинге, не превышающем определенное минимальное значение, можно отказаться от работы с контрагентом или увеличить его рейтинг за счет сбора дополнительной информации.

Проверка контрагентов перед заключением договора — самый эффективный способ защиты от налоговых претензий

Проблема с налоговыми претензиями в части сотрудничества с недобросовестными контрагентами старая и закоренелая, поэтому большинством компаний давно организована процедура внутреннего налогового комплаенса, направленная на проявление должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов. Как правило, все процедуры сводятся к получению от контрагентов установленного перечня документов и их последующей архивации.

Однако, сегодня данных процедур уже недостаточно, так как появились новые правила. В Налоговый кодекс в 2017 году включена статья 54.1. Положения данной нормы фактически вменяют в обязанность налогоплательщикам убедиться, что контрагент обладает достаточными трудовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения обязательств по договору. При этом, большинство компаний свою систему налогового комплаенса к современным требованиям не адаптировали, они, по−прежнему продолжая собирать в отношении своих контрагентов большие объёмы документов, фактически работают на корзину, поскольку анализ наличия у партнёров необходимых ресурсов и иных возможностей для надлежащего выполнения обязательств по сделкам фактически не производится.

Мы считаем, что внутренний налоговый комплаенс по проверке контрагентов сегодня является самым доступным и эффективным инструментом защиты от налоговых претензий в получении необоснованной налоговой выгоды, предъявляемых в связи с сотрудничеством с недобросовестными контрагентами.

Необходимость наличия в бизнесе подобной системы налогового комплаенса трудно переоценить, его можно сравнить, например, с ежедневной чисткой зубов. Если не хотите испытать острую зубную боль и экстренно обращаться за помощью к стоматологу, то нужно регулярно чистить зубы. Это знают даже дети. Ситуация аналогична и с налоговым комплаенсом. Избежать налоговых претензий и защитить свой бизнес от сотрудничества с фирмами-«однодневками» возможно, если проводить тщательную проверку контрагентов каждый раз при заключении сделок.

Читать еще:  Смарт-контракты: перспективы применения в договорной практике

На практике мы замечаем, что внутренний налоговый комплаенс во многих компаниях – формальность, а вопросу проверки контрагентов не уделяется достаточного внимания. Вероятно, такое формальное отношение связано с недостаточным пониманием особой важности этих процедур для налоговой безопасности организации. Далее мы расскажем почему проверка контрагентов настолько важна для Вашего бизнеса.

Налоговые претензии в части взаимоотношений с контрагентами — это самые популярные и самые существенные налоговые претензии.

Приведем несколько примеров из судебной практики. Так, ОАО «Красцветмет» (дело А40-23565/2018) по результатам выездной налоговой проверки столкнулось с претензиями на сумму 2,7 млрд руб., ЗАО «Ланит» (дело А40-152602/2018) — 1,5 млрд руб., ООО «НГСК» (дело А40-163188/2017) — 1,5 млрд руб., ООО «РИА «Панда» (дело А56-50884/2017) – претензии на сумму 1,2 млрд рублей.

Во всех судебных делах основанием для предъявления налоговых претензий явилось сотрудничество проверяемых компаний с сомнительными контрагентами, которыми не могли быть исполнены обязательства по договорам. Существенные суммы доначислений свидетельствуют о системных недостатках в организации процедуры проверки контрагентов при их выборе, поэтому построение системы налогового комплаенса, позволяющей отсеивать неблагонадежных поставщиков и подрядчиков на этапе заключения сделки, позволит компании избежать крупных налоговых претензий.

Дочерние компании холдинговых структур часто получают от инспекторов претензии по работе с недобросовестными контрагентами.

Так, например, как следует из решений судов по делу А40-14658/19 ООО «Газпром ПХГ» («дочка» Газпрома) в течение нескольких лет работало с перевозчиком, имеющими признаки фирмы-«однодневки». Налоговики доказали, что на момент заключения сделок с таким контрагентом ООО «Газпром ПХГ» располагало сведениями о его недобросовестности. Более того, руководитель контрагента несколько раз «клонировал» компанию, используя одно и тоже название, тем не менее, ООО «Газпром ПХГ» заключало договоры с вновь создаваемыми организациями.

Другой пример с Ямала. Налоговики проверили две дочерние компании (ООО «Новатэк-Таркосалнефтегаз» и ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз», дела А40-449/2018 и А40-1115/2018) крупного холдинга «НОВАТЭК» и по результатам обеих проверок предъявили претензии по вопросу сотрудничества с недобросовестными подрядчиками и поставщиками.

Эти примеры свидетельствуют о том, что холдинги зачастую могут упускать из виду вопрос организации в дочерних структурах системы налогового комплаенса и контроля над ней, что приводит к существенным налоговым потерям.

Шансы налогоплательщика на успешное обжалование налоговых доначислений крайне малы.

На сайте ФНС России опубликована статистика по налоговым спорам за 2018 год. Согласно отчёта об исполнении показателей деятельности ФНС России за прошлый год доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, составила всего 0,01% от общего количества принятых решений. Соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками составило 82,6%.

Приведенная статистика свидетельствует, что перспективы обжалования налоговых претензий в современных реалиях невысоки, а потому делать ставку на успешное обжалование сегодня не самая безопасная концепция. Эти факты говорят нам о том, что действовать необходимо так, чтобы не допустить налоговых претензий.

Сегодня большинство компаний рискует столкнуться с обвинениями в нарушении положений 54.1 НК РФ, а именно во взаимоотношениях с контрагентами, неспособными выполнять обязательства, взятые на себя по договору. Оспорить такие обвинения удастся лишь единицам, поэтому в целях страхования своей компании от подобных рисков представляется целесообразным наладить процедуры проверки контрагентов таким образом, чтобы отсеять неспособных выполнить договорные условия контрагентов до начала взаимоотношений.

Если так очевидна необходимость проверки контрагентов, возникает вопрос, почему компании не уделяют должного внимания вопросу организации процедуры проверки контрагентов? Основных причин две. Первая, которую мы так часто слышим, что проверка контрагентов – это трудоёмкое и дорогостоящее мероприятие, особенно когда контрагентов сотни, а то и тысячи. Вторая причина – компания работает в высокорискованной в части выбора партнеров отрасли, в которой практически невозможно найти контрагентов, не вызывающих у налоговиков ненужных вопросов. Давайте разберёмся с каждой из этих причин.

1. Конечно, если мы возлагаем обязанность по проверке контрагентов на корпоративных юристов или бухгалтеров, то для них эта работа будет побочной, отвлекающей от основного функционала. В результате для выполнения этих функций всегда будет иметь место дефицит времени. По этой причине целесообразно включить в штат дополнительных сотрудников, основной функционал которых будет заключаться в проверке контрагентов. Такая работа носит технический характер, поэтому наличие в штате данного сотрудника не повлечет за собой серьезных затрат. Мы проанализировали вакансии специалистов на сайте по подбору персонала «HeadHunter» и выяснили, что «потолок» предложений и запросов по заработной плате в данном сегменте составляет порядка 80 000 рублей. Учтем НДФЛ и страховые взносы и получим, что ежегодные расходы на такого работника составят 1,4 млн рублей. Даже если в связи с объемом работы потребуется создание специального отдела, то расходы на оплату труда несоизмеримы суммам рисков, которые приводили ранее на примере судебных дел ОАО «Расцветмет», АО «Ланит», ООО «НГСК» и ООО «РИА «Панда».

2. К высокорискованным отраслям зачастую относят — строительство, грузоперевозки и клининг. Мы проанализировали транспортную отрасль на предмет наличия перевозчиков, обладающих достаточным количеством собственных транспортных средств, позволяющим в случае вопросов со стороны проверяющих к цепочке контрагентов, говорить о том, что Вы не являетесь выгодопреобретателем. Таких перевозчиков нам удалось найти. Ниже приведём несколько транспортных компаний с указанием остаточной стоимости основных средств (по данным бухгалтерских балансов, которые присутствуют в СПАРК): ООО «Мэйджор Карго Сервис» (имеет основные средства в сумме 156,8 млн рублей), ООО «ПЭК» (310,1 млн рублей), ООО «Ителла» (243,2 млн рублей), ООО «Деловые Линии» (410,5 млн рублей), ПАО «Совфрахт» (203 млн рублей), АО «Первая Грузовая Компания» (46 133 млн рублей), АО «Шенкер» (263,3 млн рублей), АО «ДХЛ Интернешнл» (1 021 млн рублей).

Итак, мы с Вами убедились в том, что для всех компаний крайне важно организовать правильную процедуру проверки контрагентов, не допускать сделок с контрагентами, неспособными к исполнению условий договоров, поскольку в противном случае вы рискуете получить существенные налоговые претензии. Однако, далеко не у всех компаний проводимые процедуры отвечают сегодняшним требованиям и способны защитить от рисков. Для того, чтобы определить отвечают ли ваши комплаенс процедуры современным подходам целесообразно провести диагностику. Сделать это достаточно просто, необходимо поставить в отношении вашей системы проверки контрагентов небольшой ряд вопросов. Мы сами используем такие вопросы для диагностики и выявления слабых точек при проведении работ по совершенствованию таких систем у наших клиентов. Если Вы решите протестировать систему проверки контрагентов в своей компании, обращайтесь по указанным ниже контактам, и мы бесплатно вышлем опросник, который поможет Вам самостоятельно оценить свою систему проверки контрагентов и выявить зоны, требующие корректировки.

КОНТАКТЫ

Старший юрист, Адвокат BGP Litigation

+7 926 700 74 29

Если хотите первым получать доступ к нашим публикациям и полезным материалам, просто подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Положение о проверке контрагентов: образец

proverka_kontragenta.jpg

Похожие публикации

Проверка надежности контрагента проводится перед заключением договора с ним. Это необходимо, чтобы минимизировать риски признания соглашения о сотрудничестве недействительным. Из письма ФНС от 24.07.2015 г. № ЕД-4-2/13005@ следуют такие критерии оценки потенциальных угроз:

  • полномочия руководителя фирмы-контрагента не имеют документальных подтверждений;
  • фактический адрес местонахождения контрагента не может быть определен;
  • в базе ЕГРЮЛ нет информации об этом юридическом лице;
  • по вопросу наличия у контрагента возможности выполнить условия договора возникают сомнения.

Методика проверки контрагентов

Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами. Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях. Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).

На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.

Документы для проверки контрагента:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

При необходимости проанализировать текущее финансовое положение субъекта предпринимательства можно запросить информацию о численности персонала, стоимости основных или оборотных активов, опыте работы в конкретной рыночной нише. Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.

На следующих этапах помощь оказывает Федеральная налоговая служба – проверка контрагента будет производиться через подачу письменного запроса в контролирующий орган с целью получения достоверных сведений об интересующем предприятии. Подтвердить официальность статуса контрагента можно и на сайте ФНС. Возможности электронных сервисов сайта:

  • получение информации об организации из ЕГРЮЛ с учетом последних изменений;
  • проверка контрагента на банкротство;
  • в режиме онлайн можно узнать, не начата ли процедура ликвидации или реорганизации, не был ли руководитель фирмы дисквалифицирован за правонарушения.

Добросовестность контрагента можно перепроверить по лицензионным документам. Для этого надо воспользоваться поиском по реестру лицензий на сайте соответствующего ведомства.

Наличие полномочий у должностного лица со стороны контрагента по ведению переговоров и заключению сделок определяется несколькими способами:

  • в уставных документах указывается период актуальности прав назначенного руководителя по визированию документации;
  • в уставе может быть прописан пункт, запрещающий руководителю подписывать договоры по сделкам, стоимость которых превышает определенный учредителями денежный порог.

Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах. Если компания участвует в электронных торгах на аукционе, то при ценовом демпинге нормы Закона о госконтрактах № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предписывают поставщику предъявить контракт на закупку товара и письмо о добросовестности контрагента. Последний документ составляется в произвольной форме.

Положение о проверке контрагентов: образец

Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:

  • расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
  • отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
  • разделять партнеров можно по суммам договоров.

Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.

Читать еще:  Изменение цены после заключения договора

Как проверить контрагента на благонадёжность

В материале мы рассмотрим

Перед тем как заключать договор с новым контрагентом, целесообразно проверить его на благонадежность. Налоговая инспекция стала все чаще предъявлять претензии к компаниям, что они не проявляют должной осмотрительности при выборе партнеров. Если ИФНС посчитает, что контрагент является недобросовестным налогоплательщиком, она не примет расходы по нему к учету. В этом случае у компании возрастет налоговая нагрузка, что может существенно увеличить ее финансовые расходы.

Проверка контрагента до начала сотрудничества и в процессе него — это объективная необходимость, которая помогает компаниям защитить себя от возможных финансовых рисков и претензий со стороны налоговой инспекции. Проверять партнеров можно разными способами, помогающими иметь полное представление о финансово-хозяйственной деятельности контрагента.

Зачем проверять контрагента

Проверять контрагента на добросовестность нужно в нескольких случаях:

  • перед первоначальным заключением договора. Такое действие позволит защитить компанию от проблем, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества;
  • при работе с недавно зарегистрированным контрагентом. Сама по себе новая организация не является опасной как контрагент, однако в некоторых случаях, например, при сотрудничестве с фирмой-однодневкой, могут возникнуть серьезные риски и угрозы;
  • при наличии негативных отзывов о контрагенте. Следует проанализировать, размещена такая информация конкурентами или недовольными сотрудниками или же действительно компания является недобросовестной. В большинстве случаев эти сведения характеризуют партнера как ненадежного и проблемного;
  • при работе контрагента только по предоплате. У компании могут возникнуть проблемы, когда она заплатит деньги авансом, а поставки товаров или оказания услуг не будет.

Главное — проверка контрагента на добросовестность позволяет компании обезопасить себя в финансовом плане. Если партнер не выполняет своих обязательств, имеет проблемы с госорганами, занимается обналичиванием или мошенничеством, находится на стадии банкротства, имеет существенную задолженность по налогам и взносам, привлекается к судебным разбирательствам, это все может негативно отразиться на сотрудничестве с ним.

Кроме финансовых проблем с ненадежным контрагентом у компании могут возникнуть конфликты с госорганами в связи с тем, что она не проявила должную осмотрительность

Что такое должная осмотрительность

Законодательством РФ не предусмотрено четкое определение понятия должной осмотрительности, однако этот термин введен в практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. На его основании судебные органы и налоговая инспекция стали использовать данное понятие достаточно активно.

Сущность должной осмотрительности заключается в том, что компания при выборе контрагента должна принимать конкретные действия по сбору и анализу информации о партнере. Данный момент считается необходимым перед заключением договора о сотрудничестве.

Проявление должной осмотрительности часто рассматривается при оспаривании обоснованности использования вычетов по НДС и расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. При этом устанавливается, имела ли компания необоснованную налоговую выгоду при осуществлении операций.

Необоснованная налоговая выгода предполагает, что:

  • сделка по сути не производилась;
  • компания и ее партнер являются взаимозависимыми лицами;
  • контрагент по факту осознает, что его действия вызовут получение необоснованной налоговой выгоды.

Если налоговая инспекция сможет доказать, что сделка проведена только формально и повлекла за собой занижение суммы налога на прибыль, то она не примет расходы к учету и доначислит налог.

Особенности должной осмотрительности:

  1. если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, это может стать причиной сотрудничества с недобросовестным контрагентом;
  2. проявление должной осмотрительности — это лишь один из методов проверки потенциального партнера, используемый налогоплательщиком в комплексе с другими способами проверки хозяйствующих субъектов;
  3. должная осмотрительность тесно взаимосвязана с необоснованной налоговой выгодой, т.к. ее непроявление может стать причиной появления второй;
  4. судебные органы при проведении разбирательства не берут во внимание, что понятие должной осмотрительности как таковое не закреплено в законодательстве РФ;
  5. законодательством не установлены конкретные критерии оценки непроявления должной осмотрительности.

Признаки недобросовестного контрагента

Проявление должной осмотрительности предусматривает проверку контрагента на добросовестность. При этом хозяйствующий субъект анализируется с различных сторон, в том числе юридической и финансовой.

В качестве признаков недобросовестного контрагента могут быть следующие моменты:

  1. процедура регистрации проведена с нарушениями или же субъект вовсе не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  2. адрес его регистрации является массовым или же информация о юридическом адресе отсутствует;
  3. отсутствие документального подтверждения полномочий директора либо его представителя, подписывающего документы от лица контрагента;
  4. присутствие только денежных потоков по расчетному счету и отсутствие товарных потоков, т.е. отсутствие информации о приобретении либо производстве контрагентом продукции или товаров для последующей реализации;
  5. отсутствие у контрагента производственных или торговых площадей, собственной или арендованной недвижимости, оборудования, транспорта, сотрудников;
  6. наличие серьезной задолженности перед бюджетом по уплате налогов и взносов;
  7. наличие дел в судебной картотеке.

Алгоритм действий при проверке контрагентов

Компания самостоятельно определяет алгоритм действий, согласно которому она будет проверять контрагента. Целесообразно включать в него различные способы во избежание претензий со стороны контролирующих органов о непроявлении должной осмотрительности.

При проверке контрагента компания должна в первую очередь проанализировать информацию из открытых источников. Делается это как на официальных сайтах ФНС, судебных приставов, Росреестра, Федерального реестра сведений о банкротстве, МВД, так и через неформальные ресурсы, к примеру, по отзывам на сайтах.

Кроме того, нужно запросить у контрагента подтверждающую документацию:

  • Устав;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы о полномочиях директора;
  • справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам;
  • карточку с реквизитами.

Алгоритм проявления должной осмотрительности может состоять из следующих этапов:

  1. разработать положение, в котором прописать все шаги по работе с контрагентами;
  2. сформировать регламент по соблюдению должной осмотрительности;
  3. вменить в обязанности сотрудников проявлять должную осмотрительность, а также прописать этот момент и ответственность за его неисполнение в должностных инструкциях;
  4. тщательным образом проверять контрагента перед заключением договора;
  5. формировать досье на потенциального контрагента, с которым планируется заключение договора.

Ответственность за недостаточную осмотрительность

При непроявлении должной осмотрительности, то есть заключении сделок с недобросовестным контрагентом, ответственность ложится на плечи лица, оформившего такой договор.

Ответственность связана с доначислением налогов — НДС и налога на прибыль. Дело в том, что документы, которые использовались для увеличения расходов, уменьшили налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, они предоставили возможность возместить НДС из бюджета. Если контрагент признан недобросовестным, и компания его не проверила, то она незаконно заплатила меньше налогов, а потому должна их доплатить.

Каких-либо штрафов именно за заключение договора с недобросовестным контрагентом не предусмотрено. Финансовые риски заключаются лишь в том, что компания не сможет на законных основаниях уменьшить налоги, а потому понесет больше расходов.

Способы проверки контрагентов

Для проверки контрагентов можно воспользоваться несколькими методами:

Запросить юридическую документацию у потенциального контрагента. К ним относятся Устав, ИНН, ОГРН, копии которых необходимы для заключения договора. Также нужно запросить выписку из ЕГРЮЛ и справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Если планируется достаточно серьезная сделка, целесообразно запросить и другие документы, к примеру, сведения о штатной численности, имущественном положении, стоимости основных средств, опыте работы на рынке, деловой репутации в бизнес-сообществе. Такая информация позволит проанализировать надежность контрагента и тем самым подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность по проверке партнера. Эти документы не являются обязательными к получению и анализу, но позволяют подтвердить важность и серьезность намерений организации сотрудничества.

На основании первой группы документов можно определить, каким образом ведется деятельность у контрагента, имеются ли у него какие-либо серьезные проблемы в плане финансов или закона. На основании второй группы документов можно удостовериться в том, что контрагент имеет возможность исполнять условия договора.

Важно! Если партнер предоставил выписку из ЕГРЮЛ, ее можно проверить на достоверность информации через сайт ФНС. Недобросовестные контрагенты зачастую подделывают документ.

Найти информацию на сайте ФНС. Ресурс предоставляет такие сведения:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • информацию о ликвидации компании или банкротстве;
  • сведения об исключении из реестра недействующей организации;
  • данные об отсутствии дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании;
  • информацию о несоответствии юридического и фактического адреса организации.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов, а также признак массовости юридического адреса могут стать причиной исключения контрагента из реестра.

  • Посмотреть картотеку арбитражных дел. Данное действие позволит узнать, участвует ли потенциальный партнер в каких-либо судебных разбирательствах. Особенно важно уточнить, каковы требования по исковым заявлениям, а также кто является истцом и ответчиком по делу.
  • Посмотреть, не проходит ли потенциальный партнер процедуру ликвидации или банкротства. Если компания находится на стадии исключения из ЕГРЮЛ вследствие банкротства или ликвидации, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.
  • Проверить, есть ли у контрагента действующие лицензии. Деятельность, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В этом случае контрагент является недобросовестным.
  • Проанализировать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Ее можно получить или от самого партнера, или через Росстат. На основе отчетности можно проанализировать показатели деятельности контрагента и его финансовые возможности для исполнения условий контракта.
  • На что нужно обратить внимание при проверке

    При проверке контрагента нужно обратить внимание на следующие моменты, которые можно считать сигналами его ненадежности:

    • партнер отказывается предоставить копии юридических документов (Устава, ИНН или ОГРН);
    • компания осуществляет деятельность по кодам ОКВЭД, не указанным в выписке из ЕГРЮЛ;
    • в выписке из ЕГРЮЛ включено большое количество кодов ОКВЭД, относящихся к совершенно разным областям деятельности;
    • в ИФНС имеется информация о недостоверности или массовости юридического адреса;
    • в компании нет ресурсов для осуществления деятельности (сотрудников, помещений, основных средств и т.д.);
    • контрагент участвует в различных судебных разбирательствах;
    • компания проводит операции, нетипичные для ее деятельности;
    • организация сдает отчетность с нулевыми показателями или убытками;
    • имеется серьезная задолженность перед бюджетом по налогам, страховым взносам и сборам.

    Важно! Если есть какие-либо сомнения в благонадежности контрагента, целесообразно отказаться от сотрудничества с ним. Даже при условии, что он предлагает выгодные условия и дальнейшие перспективы.

    Как проверить контрагента через Интернет

    Проверку контрагента на надежность и добросовестность можно провести через различные сервисы Интернета:

    • получить выписку из ЕГРЮЛ;
    • получить выписку из ЕГРН;
    • через сервис «Прозрачный бизнес» проанализировать сведения о компании;
    • проверить массовость юридического адреса;
    • проверить, не дисквалифицирован ли директор организации;
    • проверить задолженность компании по налогам и сборам или сдаче отчетности;
    • проверить, включена ли организация в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • проанализировать информацию о банкротстве через Федеральный реестр сведений;
    • через «Вестник государственной регистрации» проконтролировать информацию на исключение из ЕГРЮЛ;
    • просмотреть базу судебных приставов;
    • проанализировать картотеку арбитражных дел;
    • узнать, действительны ли лицензии, на сайтах соответствующих лицензирующих органов;
    • удостовериться в действительности паспорта руководителя;
    • проверить действительность оформленных доверенностей;
    • проконтролировать надежность контрагента на сайте госзакупок.
    Читать еще:  Как возразить против исключения компании из ЕГРЮЛ

    Чем больше информации будет проанализировано о потенциальном партнере, тем выше вероятность обнаружения каких-либо негативных моментов, способных повлиять на компанию при сотрудничестве. Организация проверяет надежность контрагента в первую очередь для себя, поскольку у нее могут возникнуть финансовые проблемы и деловые риски при непроявлении должной осмотрительности.

    Проверка сторон перед заключением договора купли-продажи

    Ильина Дарья, юрист проекта Of.ru

    Очевидно, что договор купли-продажи, как и любой другой договор, не может быть заключен в отсутствие сторон сделки. При этом в каждом случае оформления сделки подлежат разрешению следующие вопросы: кто может быть стороной договора, есть ли какие-то ограничения по субъектному составу, а также кто может заключать договор от имени продавца и покупателя? Ответы на них мы постараемся дать в данной статье.

    Согласно Гражданскому кодексу стать стороной договора купли-продажи в целом и купли-продажи недвижимости в частности может любой субъект права, как физическое, так и юридическое лицо, и публично-правовое образование. Вместе с тем, в первую очередь необходимо учитывать положения Общей части Гражданского кодекса, где содержатся нормы о правоспособности и дееспособности различных субъектов.

    Понятие правоспособности, применимое к физическим лицам, содержится в статье 17 ГК РФ и определяется как «способность иметь гражданские права и нести обязанности , возникает в момент его (человека – прим.автора) рождения и прекращается смертью» (ст.17 ГК РФ). Понятие правоспособности применяется также к юридическим лицам, однако с оговоркой, что возникает она с момента внесения записи о создании юридического лица в единый государственный реестр и прекращается аналогичным образом – после появления в реестре записи о прекращении существования юридического лица ( п.3 ст.49 ГК РФ ). При этом, если юридическое лицо занимается лицензируемой деятельностью, свою правоспособность оно получит только в момент получения лицензии (п.4 ст.49 ГК РФ). Также моментом возникновения правоспособности может быть допуск к определенным видам работ или вступление в саморегулируемую организацию (п.1 ст.49 ГК РФ).

    Необходимо помнить, что отдельные организационно-правовые формы юридических лиц могут иметь разный гражданско-правовой статус, в зависимости от которого определяется объем их правосубъектности. В частности, для юридических лиц существует деление на общую и специальную правоспособность, принципиальное различие которых основано на норме п.1 ст.49 ГК РФ и заключается в возможности юридического лица осуществлять любые виды деятельности (общая правоспособность) или действовать только в рамках закрытого перечня видов деятельности, закрепленных в учредительном документе (специальная правоспособность). Последняя в обязательном порядке закрепляется за унитарными предприятиями и некоммерческими организациями. Таким образом, оценке покупателем/продавцом подлежит также определение объема правоспособности контрагента, так как заключение сделки за пределами правоспособности может привести к недействительности договора.

    Дееспособность – «способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их» ( ст.21 ГК РФ ) – для физических лиц наступает с наступлением совершеннолетия (в исключительных случаях – ранее). В силу того, что юридические лица обладают обособленным имуществом и, как следствие, могут самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности, к ним по аналогии также может быть применен термин «дееспособность», с тем лишь отличием, что моменты приобретения и утраты дееспособности совпадают с приобретением и утратой правоспособности. Законодательно термин «дееспособность юридического лица» не используется, хотя как элемент правосубъектности юридического лица он фигурирует в доктрине права [i] .

    Для договорного права определение содержания право- и дееспособности необходимы, чтобы ограничить круг субъектов, имеющих право совершать сделки. Заключение сделки неполностью дееспособным или полностью недееспособным лицом является основанием для признания сделки недействительной.

    Следующей контрольной точкой для сторон при заключении договора купли-продажи является удостоверение в наличии права собственности у продавца. Подтверждением является Свидетельство о праве собственности, выдаваемое территориальным отделением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Одновременно с выдачей Свидетельства сведения о собственнике объекта недвижимости вносятся в ЕГРП. Любое заинтересованное лицо может сделать запрос в Росреестр для уточнения данных о собственнике недвижимости ( п.1 ст.7 Закона N122-ФЗ ).

    Еще один аспект для контроля связан с полномочиями лиц, заключающими договор. В целях предотвращения негативных последствий совершения сделки неуполномоченным лицом, обе стороны, прежде чем вступить в договорные отношения, должны удостовериться, что документы будут подписаны непосредственно покупателем/продавцом или их представителями. За физическое лицо в некоторых случаях подписывать договор уполномочен законный представитель (опекун, усыновитель) или представитель по доверенности. Юридические лица могут воспользоваться институтом доверенности. Важно помнить, что от имени юридического лица без доверенности вправе действовать его единоличный исполнительный орган [ii] (и аналогичные ему органы в других организационно-правовых формах юридических лиц), а также лица, полномочия которых на представление интересов без доверенности указаны в Уставе юридического лица. В учредительном документе может содержаться информация о том, что полномочия выступать от имени общества предоставлены нескольким лицам, действующим независимо или совместно друг с другом ( п.1 ст.53 ГК РФ ).

    Вместо доверенности допустимо применение договора с представителем с условием о наделении полномочиями ( п.4 ст. 185 ГК РФ ), либо указание о передаче полномочий в решении собрания (п.4. ст.185 ГК РФ). Однако следует помнить, что для совершения сделок, связанных с распоряжением зарегистрированными в государственных реестрах правами, доверенность должна быть нотариально удостоверена ( п.1. ст.185.1 ГК РФ ), поэтому указание на полномочия в договоре или в решении собрания может быть не совсем удобным для участников рынка недвижимости.

    В судебной практике распространены иски о признании договора купли-продажи недвижимости незаключенными, о применении последствий недействительности сделок по причине заключения договора неуполномоченным лицом. В качестве примера приведем дело о банкротстве Общества, в рамках которого конкурсный управляющий пытался признать недействительным договор купли-продажи автозаправочной станции [iii] и вернуть имущество на баланс Общества, обосновывая свою позицию тем, что решение собрания участников Общества о назначении генерального директора, подписавшего договор купли-продажи, было признано судом недействительным (на основании нарушения ч.1 ст.58 Федерального закона «Об акционерных обществах» ввиду отсутствия кворума при проведении общего собрания акционеров [iv] ). В результате судебного решения о недействительности решения совета директоров закрытого акционерного общества генеральный директор не имел полномочий на распоряжение имуществом Общества. Суды всех инстанций, в том числе ВАС РФ, который отказал в передаче дела на рассмотрение в кассационную инстанцию, не согласились с позицией конкурсного управляющего в связи с тем, что покупатель не знал и не мог знать о нелегитимности избрания генерального директора.

    В своем решении суд сослался на ранее вынесенное по аналогичному делу Постановление Президиума ВАС РФ, в котором было указано, что сделка не может быть признана недействительной, если документы были подписаны генеральным директором, «сведения о котором содержались в Едином государственном реестре юридических лиц на дату подписания оспариваемого договора» [v] . Необходимо отметить, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [vi] в Гражданский кодекс была введена статья 65.3 «Управление в корпорации», которая позволяет избрать в качестве единоличного исполнительного органа корпоративной организации несколько лиц, действующих совместно, или образовать несколько единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга; выбирать в качестве единоличного исполнительного органа физическое или юридическое лицо ( п.3 ст.65.3. ГК РФ ).

    В соответствии с п.1 ст.183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку. Покупатель при отсутствии у него доверенности или в случае, если срок доверенности на момент подписания договора истек, а также, если в доверенности не указаны конкретные полномочия, может обнаружить, что недвижимость была куплена не юридическим лицом, интересы которого он представляет, а им лично, за исключением случаев, когда сделка впоследствии будет одобрена представляемым (ст.183 ГК РФ). Для продавца данная ситуация также может быть не благоприятной: в этом случае его контрагентом окажется не известный ему партнер, а физическое лицо, возможно, неплатежеспособное. Продавец может потребовать исполнения сделки и оплаты убытков от неуполномоченного лица, однако эти убытки не подлежат возмещению в случае, если продавец заранее мог или должен быть знать об отсутствии полномочий у контрагента (п.3 ст.183 ГК РФ), например, знал об отсутствии кворума при избрании генерального директора в силу того, что от имени кого-либо из акционеров голосование было проведено по поддельной доверенности. Таким образом, обе стороны должны надлежащим образом проверять объем полномочий лиц, планирующих заключать договор купли-продажи: изучать Устав и доверенность.

    По общему правилу доверенность «на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена» ( п.1. ст.185.1 ГК РФ ). В ГК РФ не уточнено, необходимо ли представителю покупателя иметь также нотариально заверенную доверенность или приобрести недвижимость можно по простой (не заверенной нотариально) доверенности. На практике регистрация перехода права осуществляется в том числе в случаях заключения договора представителем покупателя по простой доверенности. Можно отметить, что законодательное закрепление требования о наличии с обеих сторон нотариальной доверенности для заключения договора купли-продажи усложнит оборот недвижимости, но при этом укрепит его стабильность.

    [i] См. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник // М.: Юристъ, 2004. – 512 с.; Петрушкин В.А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч. Ред. Витрянский В.В. // М.: Статут, 2014. – 285 с. [ii] См. ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. – N 30. – 17.02.1998.; ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об акционерных обществах» //Российская газета. – N248. – 29.12.1995; и др. [iii] Определение ВАС РФ от 08.02.2012 N ВАС-249/12 по делу N А67-55-25/2009 [iv] Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.05.2006 по делу N А19-30678/05-53 [v] Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 N3259/07 по делу N А19-13038/06-13 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – N10. [vi] Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. – N 101. – 07.05.2014.

    Любое копирование материалов настоящей статьи допускается только с согласия автора.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector