Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности

  • On 07.03.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, Статьи, ФАС, Электронная подпись, Электронный аукцион, ЭТП

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

  • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
  • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
  • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.
  • Заявка поставщика стала единственной. Торгов не было, однако исполнитель определен — контракт будет заключен с подавшим заявку участником.
  • Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

    Что будет дальше

    Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

    1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
    2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
    3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

    Когда срок подписания контракта упущен

    Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

    • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
    • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
      • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
      • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
    • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

    Нарушение при внесении обеспечения

    Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

    Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

    • менять гарантию на другую;
    • вносить обеспечение деньгами
    • следить за процедурами;
    • снимать ненужные заявки;
    • проверять email, в том числе спам
    • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
    • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

    Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

    Условия контракта не выполнены

    Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

    Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

    Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

    Как сведения попадают в Реестр

    Процесс включения в РНП таков:

    1. Заказчик передает сведения о поставщике.
    2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
    3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

    Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

    ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

    1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
    2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
    3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
    4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

    Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

    Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

    В практике есть примеры таких уважительных причин:

    • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
    • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
    • на ЭТП произошел сбой.

    А вот эти причины не были признаны уважительными:

    • победитель закупки был госпитализирован;
    • у поставщика менялся директор;
    • в офисе не было интернета.

    Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

    В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

    Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

    При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

    Подведем итоги

    Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

    1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
    2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
    3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
    4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
    5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.
    Читать еще:  Судебные расходы в арбитражном процессе: как обосновать и взыскать

    Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

    «Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ. Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика. Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать. Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

    Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски. К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса. Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

    – Валерий, что такое РНП в общих чертах?

    В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

    Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

    – Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет. Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах. И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

    Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

    – Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

    – Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

    Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

    Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела. Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

    Важно учитывать еще один момент. Внесение в РНП – процесс длительный, он занимает минимум 40 дней, и на протяжении этого периода вы можете участвовать в госзакупке. Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании. Приведу примеры из личного опыта. Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

    Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание. В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс. рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

    Программа для поиска тендеров (регулярно) — AuSe scanner

    Робот AuSe для выигрыша в тендерах и на аукционах.

    Материал написана по документам из открытых источников.

    Участие в тендерах поставщиков, находящихся в РНП: мифы и реальность

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Давно я не публиковал на сайте ничего нового, поэтому сегодня решил исправиться. В настоящей статье речь пойдет об участии в тендерах поставщиков, сведения о которых содержатся в реестре недобросовестных поставщиков. Тема эта окутана различными мифами и домыслами, поэтому сегодня я постараюсь пролить свет на эту ситуацию и максимально подробно обо всем вам рассказать.

    Содержание:

    1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков и почему не стоит в него попадать?

    Начну с того, что реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) это раздел на сайте Единой информационной системы (ЕИС), в который включается информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые либо уклонились от заключения контракта, либо с ними по решению суда или в одностороннем порядке был расторгнут контракт в связи с существенным нарушением ими условий контракта.

    Попав в этот реестр, поставщик на два года лишается возможности участия в государственных тендерах (госзакупках).

    Отсутствие информации об участнике закупки, а также информации об его учредителях и руководителе (для юридических лиц) в реестре недобросовестных поставщиков является дополнительным требованием, которое Заказчики ВПРАВЕ устанавливать к участникам в своих закупочных документациях (ч.1.1 ст.31 44-ФЗ). Однако как показывает практика, Заказчики практически всегда устанавливают данное требование, тем самым ограничивая себя от взаимодействия с нерадивыми исполнителями.

    Такой реестр ведется и в рамках 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Причем Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, помимо отсутствия сведений об участнике в РНП по 223-ФЗ, также устанавливают требование об отсутствии сведений об этом участнике и в реестре по 44-ФЗ. Так называемый “двойной рубеж”.

    Более того, даже в коммерческих закупках (!) можно встретить подобные требования к участникам.

    Да, есть закупки, в которых Заказчики не устанавливают требования об отсутствии сведений в РНП, но таких закупок крайне мало и с каждым разом их становится еще меньше. Поэтому пребывание в одном из таких реестров может сильно навредить вам и вашему бизнесу. По крайней мере в разрезе участия в тендерах.

    Однако есть некоторые “серые” варианты участия в тендерах, даже если вы находитесь в одном из таких реестров, но об этом я расскажу дальше в этой статье.

    2. Как участвовать в тендерах, если вы находитесь в РНП?

    Как я уже написал выше, наличие сведений о вас или о вашей организации в РНП лишает вас возможности участия в тендерах на два года. Вернее участвовать в тендерах вы можете, но ваша заявка на этапе рассмотрения будет отклонена Заказчиком.

    Так как же тогда участвовать в тендерах, находясь в этом злосчастном реестре?

    Меня некоторое время назад активно “атаковали” этим вопросом мои ученики, которые услышали об этом от одного “эксперта” по госзакупкам. Вместо того, чтобы не афишировать своего присутствия в данном реестре, он во всеуслышание об этом заявил, так еще и намекнул, что и на этом можно неплохо зарабатывать.

    С точки зрения маркетинга это был отличный ход, но вот с точки зрения этики и морали — нет. Ну не в этом суть.

    Итак, находясь в РНП, Вы можете подавать свои заявки на участие в тендерах. Но они в любом случае будут отклонены. Иногда таких участников просят подать заявку для количества, чтобы создать видимость конкуренции. Это самый простой способ, на котором сильно не заработаешь.

    Второй способ — это участие в электронных аукционах. Так называемая схема “Таран”. Эта схема выглядит следующим образом. Нужный участник делает в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК. Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торговаться между собой и быстро снижать цену. Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается. По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

    Таким образом, участники, находящиеся в РНП, могут зарабатывать на использовании этой “серой” схемы.

    Да, в 44-ФЗ предусмотрен защитный механизм, указанный в ч.27 ст.44. Суть этого механизма сводится к тому, что если участник закупки был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то оператор электронной площадки переводит обеспечение его последней заявки на счет Заказчика. Но мошенникам этот механизм хорошо известен и никоим образом не мешает использовать на практике выше озвученную схему.

    Площадка Росэлторг также предприняла попытку борьбы со схемой “Таран”, но не совсем удачную, на мой взгляд. В ходе торгов рядом с порядковым номером участника, находящимся в РНП, отображается маленький красный кружок с восклицательным знаком. То есть видя, что цену активно снижает один из таких участников, вы понимаете, что используется схема “Таран”, но на этом все. Видеть вы это видите, но со свой стороны сделать больше ничего не можете.

    Читать еще:  Изменение цены после заключения договора

    Какой из этого можно сделать вывод? Участие в тендерах даже при наличии сведений в реестре РНП возможно, но такое участие является не вполне законным и много на этом вы вряд ли заработаете. А начиная с 1 июля 2018 года и такая возможность у недобросовестных поставщиков вовсе пропадет, но об этом я расскажу ниже.

    3. Когда “черный” список поставщиков действительно станет черным?

    Не знаю, обрадую я вас или огорчу, но уже с 1 июля 2018 года заявка участника, находящегося в РНП, не будет допускаться к участию в электронном аукционе.

    Согласно новым правилам, содержащимся в п.5 ч.11 ст.66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.

    Таким образом наличие вашей организации в реестре недобросовестных поставщиков становится абсолютно бесполезным и заработать на этом вам вряд ли теперь удастся. Поэтому ведите свою игру честно и не попадайте в черные списки поставщиков!

    На этом у меня все. Надеюсь, что данный материал был для вас полезным. А если это так, то не поленитесь поставить под статьей несколько “лайков” и поделиться этим материалом со своими друзьями в социальных сетях.

    Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

    Vox » 11 окт 2015, 09:25

    Re: Заказчик не заинтересован о внесении участника в РНП

    ДиМкА » 11 окт 2015, 13:36

    Можете сделать, только к этому необходимо еще какие-нибудь факты Вашей заинтересованности в государственном контракте (отсутствия умысла на уклонение от подписания контракта), например, перечисление ОИК (о чем Вы писали чуть выше), неоднократно выступал победителем на торгах, претензий к поставкам товара со стороны Заказчика не было, письма направленные Заказчику о причинах неподписания проекта контракта по техническим причинам.

    ч. 1 ст. 60 Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

    Re: Заказчик не заинтересован о внесении участника в РНП

    admin » 11 окт 2015, 21:26

    Re: Заказчик не заинтересован о внесении участника в РНП

    Vox » 12 окт 2015, 04:02

    Сроки опубликования информации в РНП

    rina » 18 окт 2015, 19:17

    Re: Сроки опубликования информации в РНП

    ДиМкА » 19 окт 2015, 01:02

    В решение точно написано, что учредитель (ФИО и его ИНН) подлежит включению вместе с организацией в РНП?
    Если только организацию, то и бояться нечего.

    Решение ФАС о признании уклонистом было в начале июня, а появился уклонист в реестре только в конце июля!

    На Вашем месте, можно пробовать участвовать в аукционах, только при одном «но» (чуть позже).
    Итак, подаете заявку на участие в аукционе. Заказчик будет проверять или не будет в реестре, в зависимости от того, что было прописано в требованиях (иногда отсутствие в РНП не указывают). Когда Вас добавит УФАС в реестр не понятно (может выжидают время на обжалование, в решение должно быть прописано).

    Теперь про «но», не забываем про трехкратное отклонение заявки на одной ЭТП (если вдруг информацию об учредители также включат в РНП).

    Удержание обеспечения заявки: квартальный срок исчисляется с даты отклонения первой заявки
    Отсчет квартального срока нужно вести не с начала года, а с момента отклонения первой заявки. Данное разъяснение Минэкономразвития России существенно ухудшило положение участников.
    Отклонение вторых частей заявок трижды в течение квартала, как известно, влечет потерю обеспечения третьей из заявок участника, если они отклонены на одной электронной площадке. Ранее применялась ст. 192 ГК РФ, в соответствии с которой кварталы отсчитываются с 1 января каждого года.
    Например, в случае когда первое отклонение заявки участника происходило в конце марта (т.е. по истечении первого квартала), с апреля срок начинал исчисляться заново. По мнению министерства, квартальный срок в указанном случае нужно рассчитывать с конца марта по конец июня. Таким образом, участникам необходимо обращать внимание на количество отклонений вторых частей заявок за три месяца, поскольку при подходе, рекомендуемом ведомством, обеспечение заявки будет удерживаться чаще.
    Следует отметить, что практика применения ФАС России и судами данной позиции Минэкономразвития России пока не выявлена.
    Документ: Письмо Минэкономразвития России от 10.12.2014 № Д28и-2803

    Включение исполнителя в РНП при исполнении контракта не повод для его расторжения
    Такой вывод можно сделать из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу № А40-178922/2014.

    Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт с поставщиком, несмотря на то, что последний свои обязательства выполнял. Причиной расторжения послужило включение сведений о поставщике в период исполнения контракта в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Поставщик обратился в суд с требованием отменить решение о расторжении контракта.

    Суд удовлетворил его требования. Статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает обязанность одностороннего расторжения контракта заказчиком исключительно при недобросовестности действий поставщика, позволивших ему стать победителем на этапе проведения закупки (до заключения контракта). Эта норма не распространяет свое действие на отношения сторон контракта при возникновении каких-либо обстоятельств в период его исполнения.

    Поставщик стал победителем на законных основаниях, поскольку полностью соответствовал требованиям, установленным документацией, в том числе сведения о нем отсутствовали в РНП. Таким образом, решение об одностороннем расторжении контракта было принято заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

    Включение в РНП данных о поставщике не повод для расторжения предыдущих контрактов
    Минэкономразвития России также отметило, что в указанном случае включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП из-за неисполнения контракта может ограничить только его последующее участие в закупках, если заказчик установил требование об отсутствии сведений об участнике в этом реестре.

    Re: Сроки опубликования информации в РНП

    rina » 19 окт 2015, 12:02

    Если честно, опасаемся звонить в региональный ФАС и узнавать.

    Про аукционы я поняла, спасибо.
    Больше интересуют конкурсы — в них срок заключения договора после вынесения решения комисси может достигать до 20 дней. за них беспокоюсь.
    Если после вынесения решения о победе нашей компании и до подписания договора (от 10 до 20 дней) ФАС выгрузит решение о внесении в РНП что тогда?
    Подпишут контракт или нет?

    Re: Сроки опубликования информации в РНП

    OMZ » 19 окт 2015, 12:16

    Re: Сроки опубликования информации в РНП

    ДиМкА » 19 окт 2015, 23:10

    Добавлю, и если он еще найдет информацию (ФИО и ИНН) о Вашем учредителе в реестре.

    Re: Сроки опубликования информации в РНП

    rus94 » 19 окт 2015, 23:31

    rus94 писал(а): ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО
    от 6 августа 2015 г. N АЦ/40483/15

    ПО ВОПРОСАМ
    О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ В СВЯЗИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ СВЕДЕНИЙ
    ОБ УЧАСТНИКЕ ЗАКУПКИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
    ПОСЛЕ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И В ПЕРИОД
    ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ
    РАБОТЫ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ

    В связи с поступающими вопросами, на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы», ФАС России направляет территориальным органам для использования в работе информационное письмо по вопросам о правовых последствиях в связи с включением сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков после подачи заявки на участие в закупке и в период исполнения контракта на поставку товара, выполнения работы или оказания услуги.
    1. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.
    Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки при подаче заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) декларирует свое соответствие требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке, на момент подачи заявки.
    Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
    Таким образом, в случае если сведения, поданные участником закупки о своем соответствии требованиям, установленным документацией о закупке, на момент подачи заявки, являлись недостоверными, заказчик в соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    [u]Вместе с тем, если в момент заключения государственного (муниципального) контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке, в частности, в связи с включением информации в реестр недобросовестных поставщиков, положения части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке. [/u]2. В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
    Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
    Вместе с тем, Законом о контрактной системе и Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое основание для расторжения государственного (муниципального) контракта, как включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта.
    Таким образом, по мнению ФАС России, включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.

    Читать еще:  Договор поручительства: что проверить перед подписанием

    Временно исполняющий
    обязанности руководителя
    А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ

    так и хочется сказать: «а я говорил, а мне не верили»

    Если поставщик оказался недобросовестным

    Шавылина Ю. А., ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

    В связи с тем, что с 1 января 2011 года госзаказ в форме аукциона необходимо будет размещать только в электронном виде, предполагается, что эта процедура размещения госзаказа будет более честной и прозрачной. Хотя полностью от недобросовестных поставщиков учреждение все-таки не защищено.

    Сговор участников

    Как показывает практика, одной из схем, которую применяют недобросовестные поставщики при проведении торгов в форме аукциона, – это сговор.

    В данном случае в действиях участников аукциона отсутствуют признаки соперничества, что нехарактерно для конкурентных закупок. Выражается сговор в минимальном процентном снижении начальной (максимальной) цены контракта.

    Так, например, при проведении аукциона две компании согласовали свои действия и не снижали цену контракта по отдельным лотам в пользу друг друга, тем самым «поделив» лоты между собой. В таком случае имеет место нарушение норм части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Напомним, что эта статья предусматривает запрет на соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

    Рассматривая подобное дело, Арбитражный суд Ростовской области признал, что согласованные действия компаний привели к недостаточной экономии денежных средств и причинили ущерб бюджету области. К аналогичному выводу пришел и ФАС Северо — Кавказского округа (постановление от 4 февраля 2010 г. по делу № А53-16288/2009).

    Проблему сговора как раз и призван решить такой способ размещения заказа, как открытый аукцион в электронной форме, который проводится на условиях анонимности участников размещения заказов.

    Кроме того, целесообразно дробить заказ на более мелкие лоты, привлекая большее количество участников размещения заказа и уменьшая тем самым риск сговора между ними.

    Противоречивость и сложность законодательства о госзакупках спровоцировали появление еще одной категории недобросовестных участников госзаказа – так называемых черных посредников. Компании, не уверенные в своем профессионализме, часто прибегают к услугам посреднических структур, которые якобы гарантируют им победу в торгах, взимая при этом с претендентов значительные суммы.

    По мнению юристов, фирмы, предлагающие подобные услуги, стараются действовать как бы в рамках закона путем заключения договоров о юридической поддержке участия в торгах.

    Однако главной приманкой являются неофициальные беседы, в ходе которых представители фирм-посредников намекают на связи, которые приведут претендентов к победе. Понятно, что ни в одном договоре отражение таких бесед найти невозможно.

    Ложная информация

    Образовательное учреждение может столкнуться с тем, что поставщик представит недостоверные, ложные или искаженные сведения о предлагаемых товарах (работах, услугах).

    Также могут быть представлены ложные сведения об условиях поставок, выполнении работ, оказании услуг. За счет этого поставщик, как правило, имеет возможность занизить цену (демпинговать) и тем самым выиграть у своих конкурентов.

    Так, одна страховая компания, участвуя в конкурсе на закупку услуг ОСАГО, рассчитала цену контракта с нарушением норм страхового законодательства, что привело к ее занижению (демпингу).

    При этом законодательно установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

    Поэтому судьи сделали вывод о том, что, подавая заявку с заведомо ложными, неточными (искаженными) сведениями, компания нарушила правила добросовестной конкуренции (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 июля 2010 г. по делу № А53-25111/2009).

    Поэтому при подготовке документации учреждениям — заказчикам надо особое внимание уделять техническому заданию.

    Следует грамотно и четко описать требования к закупаемой ими продукции, поскольку качество продукции, которую в итоге получит заказчик, будет зависеть в первую очередь от тех характеристик и целей приобретения, которые указаны в техническом задании (ст. 469, 721 Гражданского кодекса РФ).

    Комиссии заказчика в свою очередь необходимо тщательно проверять заявки участников размещения заказа на предмет их соответствия требованиям документации. В случае несоответствия заявки участника требованиям документации такая заявка отклоняется (п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).

    Ненадлежащее исполнение контракта

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта – это еще одна сложность, с которой на практике встречаются учреждения, если заключают контракт с недобросовестным контрагентом. Случается так, что организация заключила контракт, получила аванс, а затем либо вообще исчезла, что характерно для так называемых фирм-однодневок, либо поставила товар, качество которого не соответствует контракту.

    Чтобы уменьшить риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта, при подготовке проекта контракта следует особое внимание уделить таким условиям, как порядок приемки товаров (работ, услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте, порядок оплаты и ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика).

    Так, например, заказчик вправе предусмотреть не только сплошную, но и выборочную приемку товара, при которой в случае несоответствия выбранной единицы продукции забраковывается вся партия.

    Для проверки соответствия качества поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов. Это следует из норм части 12 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

    Устанавливая в проекте контракта порядок оплаты, следует помнить, что заказчик не обязан выплачивать аванс, поэтому лучше по возможности избегать какой-либо предоплаты.

    За ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по контракту заказчик обязан установить неустойку (ч. 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

    Причем заказчик вправе предусмотреть неустойку в довольно большом размере, например 20/300 ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ за каждый день просрочки поставщиком исполнения любого обязательства, определенного контрактом.

    При этом в контракт можно включить условие, согласно которому оплата по контракту будет произведена только после получения от поставщика начисленной неустойки.

    Шантаж заказчика

    Нередки случаи, когда недобросовестные поставщики намеренно затягивают конкурсные процедуры с помощью судебных исков, оказывают давление на членов конкурсных комиссий через СМИ или иными способами (например, используют поддержку высокопоставленных чиновников администрации).

    Можно столкнуться и с такими способами давления на заказчика, как шантаж заказчика через злоупотребление правом на обжалование.

    Ведь, согласно части 1 статьи 57 Закона № 94-ФЗ, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке действия (бездействие) заказчиков, членов комиссии.

    Поскольку законодательством РФ не установлено никакого наказания за «необоснованность» жалобы, участники размещения заказа часто злоупотребляют своим правом. То есть жалуются на одного и того же заказчика по совершенно формальным основаниям. При этом они преследуют цель сорвать процедуру размещения заказа. Шантаж продолжается до тех пор, пока госзаказ не будет получен. Заказчикам, чтобы не допустить возможность шантажировать себя через обжалование, следует помнить следующее.

    Во-первых, следует более тщательно подготавливать всю документацию, сопровождающую размещение заказа. Тогда у контрольных органов не будет оснований аннулировать торги или обязать заказчика вносить изменения в документацию и продлевать сроки подачи заявок по каким-либо незначительным отступлениям от требований Закона № 94-ФЗ.

    Во-вторых, на рассмотрении жалобы от заказчика должны присутствовать как юрист, хорошо знающий законодательство о размещении заказов, так и технический специалист, способный ответить на все вопросы, связанные с предметом закупки.

    Сложностей можно избежать

    Выполняя несколько нехитрых правил, учреждение может избежать немало проблем.

    Во-первых, следует всегда требовать от участников размещения заказа обеспечения заявки на участие в торгах, а также обеспечения исполнения контракта в максимально возможном размере.

    Обеспечение заявки страхует заказчика на тот случай, если участник размещения заказа откажется заключать контракт.

    Кроме того, заказчик может потребовать обеспечения исполнения контракта. То есть предоставления участником конкурса (аукциона) банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств. В этом случае максимальный размер обеспечения – 30 процентов от начальной цены.

    Во-вторых, не стоит забывать устанавливать в качестве требования к участникам размещения заказа такое условие, как «отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков» (п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

    Несоответствие участника размещения заказа указанному требованию влечет за собой его отстранение еще на этапе рассмотрения заявок. Реестр недобросовестных поставщиков ведет ФАС России. Сведения, содержащиеся в нем, находятся в открытом доступе на сайте http://rnp.fas.gov.ru.

    Важно запомнить

    Защитить себя от недобросовестных поставщиков можно уже на стадии подготовки документации, сопровождающей госзаказ. Она должна быть максимально проработана с учетом возможных проблем. Более того, следует всегда требовать от участников размещения заказа обеспечения заявки на участие в торгах, а также обеспечения исполнения контракта в максимально возможном размере. Также перед заключением контракта необходимо обратиться к реестру недобросовестных поставщиков.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector