Слияние ООО: когда потребуется согласие ФАС

Кто при слиянии ооо обращается в антимонопольный орган за разрешением

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кто при слиянии ооо обращается в антимонопольный орган за разрешением». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В случае необходимости ФАС России может запросить для рассмотрения ходатайство у территориального органа.

Кто подает уведомление в антимонопольный орган при слиянии

О присоединении одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) необходимо уведомить ФАС России не позднее чем через 45 дней после даты присоединения, если одновременно выполняются четыре условия (ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции).

В настоящее время в России наблюдается высокая активность в сфере M&A. Поэтому я считаю необходимостью дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства.

По мнению автора, открытый перечень признаков ограничения конкуренции может повлечь злоупотребления правом со стороны ФАС.
Частью 4 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ установлено, что ряд органов и организаций (в том числе банки), принимающих денежные средства в счет названных платежей, обязаны незамедлительно направлять соответствующую информацию в ГИС ГМП.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о защите конкуренции ходатайство может быть представлено в антимонопольный орган представителем заявителя.

Суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году совершения сделки, превышает 400 млн руб.

Отметим, что до вступления в силу Инструкции 64 (то есть до 15 января 2016 г.) акт, комплексно регулировавший порядок обращения за дачей согласия на реорганизацию, отсутствовал, и на практике применялась аналогия закона, что порождало определенные практические проблемы.

Согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

Если реорганизация в форме присоединения не относится к случаям, описанным выше, направлять в ФАС России ходатайство или уведомление не требуется.

Сходство конструкции п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции и ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции в части определения критериев, при наличии которых необходимо уведомление (предварительное согласие) антимонопольного органа, позволяет предположить возможность применения данного разъяснения к п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции.
Суммарная стоимость активов организаций (активов их групп лиц), совершающих сделку с акциями (долями), правами и (или) имуществом, по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 400 млн руб.

Приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 25 и не более чем 50 процентами голосующих акций, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами таких голосующих акций.

Ликвидация ООО присоединением и слиянием

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА РЕОРГАНИЗАЦИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА (Часть 1) Контроль антимонопольного органа при осуществлении реорганизации хозяйствующих субъектов.

Создание российскими предпринимателями схем, при которых владение акциями отечественных компаний осуществляется через акции иностранных компаний, получило широкое распространение, особенно в преддверии сделок по слиянию и поглощению. Каковы основания для получения предварительного согласия на заключение сделок с акциями иностранных компаний в антимонопольном органе России?

Как и ранее, Законом предусмотрен контроль антимонопольного органа при осуществлении реорганизации хозяйствующих субъектов.

Как известно, многие российские предприниматели предпочитают структурировать свой бизнес таким образом, что акции российских предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность (далее – операционные компании), в конечном счете контролируются иностранными компаниями (далее – основные холдинговые компании).

Он юрист. Это звучит зловеще. Артур Конан Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе Этими людьми заполнено телевидение и интернет.

Эти действия будут совершаться в Российской Федерации при участии российских государственных органов и юридических лиц, которые, как следует предположить, будут учитывать вышеизложенное правило статьи 2 Антимонопольного закона и его другие нормы.

В таком случае применяется уведомительный порядок. Таким образом, предоставив ФАС России информацию о группе лиц, в рамках которой будет совершаться сделка, стороны получат ряд преимуществ. Во-первых, становится возможным совершение в рамках группы лиц неограниченного количества сделок.

В процессе реорганизации в форме присоединения другой организации с 16 декабря 2018 года. Есть судебные дела в роли ответчика.

Однако он, тем не менее, получил право распоряжения его деятельностью. А это в итоге и является решающим фактором для осуществления антимонопольного контроля.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Раздел V. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

Одновременно с этим статьей 31 Закона о защите конкуренции установлены особенности контроля антимонопольного органа за экономической концентрацией, осуществляемой лицами, входящими в одну группу лиц.

Исходя из этого приобретение одним иностранным лицом акций (долей) другого иностранного лица, контролирующего прямо или косвенно (т.е. через холдинговые компании первого и второго уровней) российские хозяйственные общества, должно считаться соглашением в отношении акций российских хозяйственных обществ, т.е. приобретением акций российских компаний.

Приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 1/3 в уставном капитале, при условии, что до этого приобретения оно не распоряжалось долями в уставном капитале данного ООО или распоряжалось менее чем 1/3 долей.

Далее будет рассмотрена процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа в отношении только коммерческих организаций.

При подготовке к проведению реорганизации в форме слияния в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются организации, участвующие в реорганизации (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, п. п. 3.3 и 3.5 Административного регламента).

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Это связано с положением ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Согласно данной норме органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.

Слияние ООО: когда потребуется согласие ФАС

Несомненные удобства владения акциями российских компаний через акции иностранной компании приводят к тому, что подобные схемы создаются российскими предпринимателями в преддверии крупных сделок по слиянию или поглощению, даже когда в качестве основного актива, по поводу которого совершается сделка, выступают акции или активы операционных компаний.

Закрытие ООО присоединением представляет собой реорганизацию фирмы путем полного прекращения деятельности присоединяемой фирмы с передачей прав и обязанностей Общества новой компании-поглотителю.

Таким образом, в дополнение к оценке прямо указанных в Законе 94-З случаев реорганизации на предмет необходимости получения согласия антимонопольного органа также следует добавить случаи создания организации в результате реорганизации в форме выделения или разделения. Пример Общим собранием участников хозяйственного общества было принято решение о выделении из него юридического лица.

Из данной нормы следует, что для оценки необходимости согласования действий с антимонопольным органом требуется вычислить два показателя: 1) суммарную стоимость активов субъектов экономической концентрации; 2) суммарную выручку субъектов экономической концентрации от реализации товаров.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона 1.

В каждом из четырех случаев необходимо оформить ходатайство о получении согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме присоединения. Его составляют в письменном виде в произвольной форме.

Приобретение таких прав предполагает получение предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 29 Закона о защите конкуренции при соответствии подобного приобретения критериям, установленным данной статьей.

В случае отсутствия указанных обстоятельств реорганизация осуществляется без обращения в антимонопольный орган. Исключение, когда независимо от наличия одного из вышеприведенных условий согласие на реорганизацию получать не нужно, предусмотрено п.8 ст.17 Закона 94-З.

При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление сделки.
Согласно п. 16 ст. 4 Закона о конкуренции, под приобретением акций хозяйственных обществ понимается их покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями права голоса на основании сделок или по иным основаниям.

Когда реорганизацию общества стоит согласовывать с антимонопольным органом?

Саранчова Оксана, юридический консультант, компания TIM Advisers.

Повод для разговора:

в некоторых случаях реорганизация компаний может оказывать влияние на состояние конкуренции. А значит — такая процедура подлежит предварительному согласованию со стороны госоргана. Игнорирование подобного порядка обществом может привести к административной ответственности или, что еще хуже, — к судебном спору с ФАС РФ.

Проблемные нормы:

ст. 27, ст. 34 Федерального закона (в ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.

Вариант решения:

разработайте план мероприятий реорганизации; установите в плане реорганизации сроки направления уведомления в ФАС; отслеживайте сроки рассмотрения представленных заявлений.

В каких случаях требуется согласование с ФАС? Согласно российскому законодательству реорганизация в отдельных случаях может совершаться на условиях предварительного или последующего контроля:

Предварительный контроль. В гл. 7 Закона о защите конкуренции прямо указаны виды действий, требующих согласования с Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС). Реорганизация в форме разделения и выделения акционерных обществ не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства. Согласно ст. 27 Закона к формам реорганизации, требующим получения предварительного согласия ФАС, относятся слияние и присоединение. Данная норма развивает положения п. 3 ст. 57 ГК РФ, согласно которому в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Становится ли реорганизация компаний объектом государственного контроля, определяется при помощи исчерпывающего перечня критериев:

  1. Суммарная стоимость активов акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), активов их группы лиц;
  2. Суммарная выручка акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), активов их группы лиц;
  3. Факт нахождения акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), в Реестре хозяйствующих субъектов с долей на рынке > 35%.
Читать еще:  Продавец не всегда может требовать от производителя бракованной продукции возмещения убытков

Обращаем внимание на то, что не всегда для реорганизации компании, подпадающей под вышеназванные критерии, требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа. Такое согласие не требуется:

  1. Если организация осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. Речь идет о компании, которая в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, обладает более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале другой компании. Реорганизация таких компаний выведена из-под предварительного антимонопольного контроля;
  2. Если соблюдаются в совокупности следующие условия:
  • действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • не позднее чем за один месяц до реорганизации перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен в федеральный антимонопольный орган;
  • в представленном перечне не произошло никаких изменений к моменту реорганизации.

Несоблюдение вышеназванных условий исключает возможность совершения сделки в специальном порядке путем последующего уведомления антимонопольного органа о совершенной сделке .

Постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 г. N КА-А41/218-10; Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09 по делу N А40-6895/09-21-47.

  1. Осуществление таких действий предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Последующий контроль. Порядок согласования с ФАС и документы, необходимые для согласования. В Законе о защите конкуренции нет указаний на то, как скоро с момента принятия решения о реорганизации компания должна направить соответствующие ходатайства. Однако очевидно, что такое согласие должно быть получено до совершения действия по государственной регистрации в качестве юридического лица вновь создаваемой организации .

Постановление ФАС ЦО от 07.05.2007 по делу N А14-185/07/7/11.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Учитывая, что принятие решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания акционеров (пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах ), ходатайство о присоединении или слиянии может быть направлено после принятия общим собранием акционеров общества решения о создании общества в результате реорганизации, но до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный закон от 26.12.1995 (в ред. от 28.12.2010) N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Что касается уведомительного порядка, то антимонопольный орган должен быть уведомлен не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния (присоединения) (ст. 30 Закона о защите конкуренции). Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого общества первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

В целях получения предварительного согласия или уведомления антимонопольного органа в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются:

  • лица, осуществляющие соответствующие действия (с ходатайством);
  • лица, на которых возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий (с уведомлением).

К примеру, в случае присоединения к акционерному обществу другого акционерного общества обязанность по уведомлению антимонопольного органа (направления ходатайства) возлагается на общество, к которому осуществляется присоединение.

Одновременно с направлением антимонопольному органу ходатайства или уведомления Законом об акционерных обществах предусмотрено обязательное представление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. За принятие решения об осуществлении действий, подлежащих государственному контролю, уплачивается пошлина, которая согласно пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 20 000 рублей.

П. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением о реорганизации, подлежащей государственному контролю. Среди них, в частности, документы или сведения, определяющие предмет и содержание сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю. Федеральным антимонопольным органом устанавливается форма, в которой данные сведения должны быть представлены .

Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 N 129 (в ред. от 20.04.2010) «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 — 31 Федерального закона «О защите конкуренции».

На рассмотрение ходатайства антимонопольному органу отводится 30 дней с даты его получения. После чего он обязан письменно сообщить заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия (в некоторых случаях этот срок может быть продлен). В рамках детализации порядка представления в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок, иных действий Приказом ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 293 утвержден Административный регламент .

Приказ ФАС от 20 сентября 2007 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».

В каких случаях ФАС может отказать в согласовании реорганизации? По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на реорганизацию, подлежащую государственному контролю, антимонопольный орган может принять решение:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • об отказе в удовлетворении ходатайства;
  • о продлении срока рассмотрения ходатайства.

Рассмотрим подробнее два последних решения.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства принимается в случае, если:

  • реорганизация приведет или может привести к ограничению конкуренции;
  • при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит недостоверность представленной информации;
  • компанией не представлены имеющиеся у нее и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято соответствующее решение.

Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства принимается в связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства. Для компаний определяется также срок выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства (ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Компания, созданная без получения предварительного согласия (без направления последующего уведомления) антимонопольного органа, в результате слияния или присоединения ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Основанием для этого является ограничение конкуренции как следствие такой реорганизации (ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Важно отметить, что, если компания не осуществит реорганизацию в течение года с момента получения положительного решения антимонопольного органа, пакет документов на получение разрешения предстоит подавать заново.

Судебная практика по вопросу:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2011 г. N 17АП-2103/2011-АК;

Постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 г. N КА-А41/218-10;

Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09 по делу N А40-6895/09-21-47;

Постановление ФАС ЦО от 07.05.2007 по делу N А14-185/07/7/11;

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2010 г. N Ф03-6041/2010.

Практические рекомендации.

При принятии решения о реорганизации важно помнить о требованиях антимонопольного законодательства и оценивать процедуру реорганизации с точки зрения критериев, обусловливающих подпадание ситуации под контроль со стороны государства, и соблюдать свои публично-правовые обязанности. В противном случае неизбежно наступление административной ответственности, которая наступает в случае:

  • непредставления соответствующих ходатайств (уведомлений);
  • представления заведомо недостоверных сведений;
  • нарушения порядка и сроков подачи ходатайств (уведомлений).

В настоящее время в первом чтении принят проект Федерального закона N 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Данным документом существенно повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях. Это позволит устранить избыточное административное регулирование в этой сфере и обеспечить более тщательный контроль за процессами реорганизации, в результате которых может возникнуть риск ограничения конкуренции.

Комментарий редакции.

Перед проведением реорганизации разработайте план ее мероприятий. В таком плане обязательно установите сроки направления уведомления в ФАС. При этом не стоит пренебрегать предварительным уведомлением, ведь многие компании рассчитывают «на авось». Сначала проводят реорганизационные мероприятия, а затем ждут, что контролирующее ведомство признает факт реорганизации. Руководствуйтесь принципом: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Готовьте заранее перечень документов. При направлении в ФАС уточните, все ли документы представлены правильно, поскольку в случае отсутствия каких-либо документов может быть принято решение о продлении срока рассмотрения ходатайства или отказе в его рассмотрении. Отслеживайте сроки рассмотрения представленных заявлений. Не старайтесь скрыть информацию. Ведь, если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит недостоверность такой информации, он откажет компании. В результате сроки реорганизации могут быть продлены, что может повлечь судебные издержки и споры с контрагентами и персоналом компании.

Нормативная база по вопросу:

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1063);

Читать еще:  Когда заключают соглашение о намерениях

Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 334 (в ред. от 09.03.2010) «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля»;

Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 335 (в ред. от 01.06.2010) «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля»;

Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 N 129 (в ред. от 20.04.2010) «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 — 31 Федерального закона «О защите конкуренции»;

Приказ ФАС от 20 сентября 2007 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».

В каких случаях требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок в отношении российских активов

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции») (в редакции, действующей с 5 января 2016 г.) следующие сделки подлежат предварительному согласованию с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС):

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) или присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), к иной коммерческой организации (кроме финансовой), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату (далее — «последний баланс»), превышает 7 миллиардов рублей, или — суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния/присоединения, превышает 10 миллиардов рублей;

2) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), и в отношении таких акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права распоряжаться:

а) более чем 25%/50%/75% голосующих акций российского АО, либо

б) более чем ⅓ / 50% / ⅔ долей участия российского ООО, либо

в) основными производственными средствами (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), балансовая стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов данного хозяйствующего субъекта, и при этом:

— суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 миллиардов рублей, либо

— суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей;

3) приобретение лицом (группой лиц) 25%/50%/75% акций российского АО, либо более чем ⅓ / 50% / ⅔ долей участия российского ООО, в случае, если:

— суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), и его группы лиц, и лица, акции (доли) которого приобретаются, и его группы лиц превышает 7 миллиардов рублей; или — их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей; и

— при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) которого

приобретаются, и его группы лиц превышает 400 миллионов рублей;

4) приобретение в собственность, либо получение в пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории России основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), осуществляющего отчуждение или передачу данного имущества, если при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;

5) приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории России хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, если при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;

6) приобретение лицом (группой лиц) более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории России, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, если такое лицо осуществляет поставки товаров на территорию России в сумме более 1 миллиарда рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;

7) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 миллиардов рублей.

В целях необходимости получения предварительного согласия ФАС перечисленных выше сделок с участием финансовых организаций постановлениями Правительства РФ установлены иные финансовые критерии.

ФАС рассматривает ходатайство о предварительном согласии на совершение сделок или действий в течение 30 дней с даты его получения, при необходимости данный срок может быть продлен не более чем на 2 месяца. По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение:

— об удовлетворении ходатайства; или

— об удовлетворении ходатайства и о выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, и (или) создаваемому лицу предписания, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции; или

— об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласие ФАС на совершение сделок и иных действий действительно в течение одного года.

В случае, если сделка или иное действие совершены с нарушением указанных выше требований о получении предварительного согласия ФАС, такие сделки могут быть признаны недействительными по иску ФАС, а созданные юридические лица — ликвидированы по решению суда. За непредставление ходатайств, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения или нарушение порядка и сроков подачи ходатайств может быть наложен административный штраф в размере до 20.000 рублей на должностных лиц до 500.000 рублей на юридических лиц.

Вы также можете задать свой вопрос. Мы обязательно проработаем и ответим на него

Вопросы ответы

Требуется ли получение согласия антимонопольного органа при совмещенной реорганизации.

Нет, так как организации, участвующие в реорганизации существовали и продолжают существовать после этой процедуры.

1) В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Следовательно, допустима реорганизация в форме выделения с последующим присоединением.

Указанный вид реорганизации относится к совмещенной реорганизации, что является реорганизацией с одновременным сочетанием различных её форм (разделение, выделение, присоединение, слияние, преобразование).

Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) установлено, что выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Исходя из положений части 1 статьи 53 Закона об ООО следует, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При этом при рассматриваемой форме совмещенной реорганизации не создается новое юридическое лицо, а правопреемство происходит путем передачи прав и обязанностей по передаточному акту от основного общества к переходному. Этот передаточный одновременно служит передаточным актом имущественных прав и обязанностей к обществу, к которому осуществляется присоединение.

Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 27 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) регламентировано, что присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

При этом, необходимо учитывать, что общество, к которому происходит присоединение, не будет соответствовать критериям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 27 Закона о конкуренции, из чего можно предположить, что предварительное согласие антимонопольного органа не потребуется.

Читать еще:  Понятия добросовестности и справедливости в контексте судебного разбирательства

Более того общества, между которыми будет происходить процедура совмещенной реорганизации, не конкуренты между собой и осуществляют отличные друг от друга виды деятельности.

В отношении такой формы, как выделение, предварительного согласия антимонопольного органа не требуется.

Также, Законом о конкуренции не предусмотрено положений, применительно к формам совмещенной реорганизации.

Частью 2 статьи 51 Закона об ООО также не предусмотрены формы совмещенной реорганизации.

Учитывая данный пробел в законодательстве и тот факт, что при проведении процедуры выделения с последующим присоединением критерии, когда предварительное согласие антимонопольного органа необходимо, не будут усматриваться, можно сделать вывод о том, что нормативного обоснования, а, следовательно, и права привлечения к ответственности за несоблюдение норм антимонопольного законодательства у антимонопольной службы не будет.

Стоит отметить, что в настоящее время рассматривается проект Федерального закона, целью принятия которого является необходимость устранения пробелов в законодательном регулировании процедуры реорганизации, возникших в связи со вступлением в действие изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ, а также развитием новелл института реорганизации, прежде всего в части осуществления совмещенных реорганизаций, однако, данный проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы и еще не направлен на рассмотрение в Правительство РФ (с текстом данного проекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на сайте: http://regulation.gov.ru/ . В соответствии с паспортом проекта ему присвоен ID № 00/03-17272/08-14/12-13-4).

Вместе с тем, в случае попытки применения антимонопольным органом закона по аналогии, при разрешении вопроса о необходимости выдачи предварительного согласия при совмещенной реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, данное действие антимонопольного органа будет оспоримо, в силу того, что в Законе о конкуренции прямо не прописана необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, следовательно, законодательно запрет не закреплен и данные действия должны быть расценены, как превышение полномочий со стороны антимонопольного органа.

Применительно к вопросу об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в части неполучении предварительного согласия антимонопольного органа, пункт 3 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административный штраф для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что указанный состав административного правонарушения является формальным.

Таким образом, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий (в том числе привело ли допущенное правонарушение к ограничению конкуренции или нет), играет роль сам факт неподачи ходатайства в антимонопольный орган.

Кроме права привлечения к административной ответственности в виде штрафа, антимонопольный орган также имеет право подать исковое заявление о ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения на основании части 1 статьи 34 Закона о конкуренции которой установлено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции регламентированы признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Статьей 5 Закона о конкуренции установлено понятие доминирующего положения, чем признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом указанной статьей установлены признаки доминирующего положения.

Следовательно, даже в случае самого негативного развития событий, когда антимонопольный орган решит подать исковое заявление о принудительной ликвидации (реорганизации), для его удовлетворения судом, антимонопольному органу необходимо доказать, что создание соответствующей коммерческой организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения этой организации, что представляется крайне затруднительным.

Данный факт подтверждается скудной судебной практикой прецедентов, когда антимонопольная служба обращалась в суд с подобными исковыми требованиями. При этом заявленные требования касались форм реорганизации, которые прямо предусмотрены Законом о конкуренции применительно к формам реорганизации, предусмотренным Законом об ООО.

Как согласовать закупку с ФАС

Последние изменения

09.10.2019 в Госдуму внесли проект Федерального закона № 809044-7. Он изменяет 44-ФЗ в части согласования с ФАС заключения контракта с единственным поставщиком, если признали, что конкурс, аукцион, запрос предложений не состоялся.

Предполагаем, что новые правила вступят в силу к концу 2020 года. В проекте закона указано, что поправки вступят в силу через 180 дней после даты опубликования. Госдума готовится рассмотреть изменения в первом чтении. Оно состоится не раньше середины ноября.

Как согласовывать с 2020 года

1. В пп. «б» ч. 7 проекта закона указано, в каких случаях заказчик обязан согласовывать с ФАС закупку у единственного поставщика, если в итоговом протоколе остался только один участник:

  1. Проводился электронный конкурс, аукцион, запрос предложений.
  2. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). Предельный размер НМЦК, при превышении которого потребуется согласовать подписание контракта, утвердит правительство.

Сейчас контракт отправляют на согласование независимо от НМЦК.

2. Заказчику дадут меньше времени, чтобы подготовить обращение. Обращаться за согласованием придется в течение 5 рабочих дней от даты размещения протокола в ЕИС или его подписания (если по закону он не размещаться в ЕИС). Сейчас на это дается 10 календарных дней.

3. ФАС внепланово проверит такие госзакупки в срок рассмотрения обращения. Если выявит правонарушения, контракт заключат только после выполнения предписания, которое получите после проверки. Если необходимо, заказчик подкорректирует проект контракта и отправит его участнику.

4. Уточнят срок, в который заключат контракт с единственным поставщиком. Контракт заключат не раньше 10 дней после даты публикации протокола в ЕИС или его подписания и не позже 20 дней от даты, когда заказчик получит решение о согласовании.

Как согласовывают в 2020 году

Если торги признаны несостоявшимися (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный конкурс или запрос предложений, закрытые способы), то для заключения контракта получают согласование ФАС (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93). Основные условия для этого следующие:

  • до момента вскрытия конвертов подана одна заявка, которая соответствует требованиям закона и документации;
  • по результатам рассмотрения заявок только одна соответствует требованиям, которые установил заказчик;
  • по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим установленным требованиям.

Процедура проводится органом, который уполномочен осуществлять контроль в сфере закупок:

  • закрытые способы и закупки для федеральных нужд — ФАС России;
  • для нужд субъекта — территориальное управление Антимонопольной службы.

Кроме процедур в рамках контрактной системы ряд сделок, которые заключаются при ведении крупного бизнеса и требуют обязательного согласования с Антимонопольной службой. К примеру, слияние коммерческих и финансовых компаний, приобретение голосующих акций и др. В этих случаях субъекты экономической концентрации направляют в ФАС ходатайство о совершении сделки.

Как согласовать контракт с ФАС: пошаговая инструкция

Проводимое согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2020 году регулируется Приказом Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015. Вот пошаговая инструкция для заказчика:

Шаг 1. Направить письменное обращение в течение 10 дней с даты размещения протоколов о ходе процедуры в Единой информационной системе (при закрытых способах — с даты подписания протоколов). В нем укажите:

  • дату и номер извещения, копию документации (разъяснений и изменений к ней);
  • копии всех протоколов;
  • копии заявок на участие.

При проведении закрытых процедур дополнительно приложите:

  • копию письма о разрешении применять закрытый способ;
  • наименование, местонахождение, ИНН участника, с которым предполагается заключить договор, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям 44-ФЗ;
  • документ о согласии участника, который указан в обращении, заключить контракт.

Шаг 2. Получить согласование ФАС.

Согласование сделок с ФАС проводится в течение 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Если выявят нарушения процедуры определения поставщика, контрольный орган откажет выдавать разрешение.

Шаг 3. Заключить договор.

На это отводится 20 дней с даты получения согласования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector