Согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

    Навигация по данной странице:
  • 1. Предварительное согласие ФАС России на присоединение одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) требуется в следующих случаях.

Перед тем как принять решение о присоединении ООО, необходимо проверить, нужно ли получить согласие антимонопольного органа (ФАС России), или достаточно будет уведомить о реорганизации. Возможно, не потребуется ни согласия, ни уведомления. Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

1. Предварительное согласие ФАС России на присоединение одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) требуется в следующих случаях.

Во-первых, если реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и соблюдается одно из условий (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • суммарная стоимость активов реорганизуемых лиц (или активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка лиц (или их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб.;
  • одно из реорганизуемых лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Во-вторых, если реорганизуемые лица являются финансовыми организациями и суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную (п.3 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России).

В-третьих, если к юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, присоединяется финансовая организация, и при этом стоимость активов присоединяемого лица превышает величину, установленную (п.6 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если присоединяемое лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если присоединяемое лицо не поднадзорно Центробанку России).

В-четвертых, если к финансовой организации присоединяется юридическое лицо, не являющееся финансовой организацией, и при этом стоимость активов основного лица превышает величину, установленную (п.7 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если основное лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если основное лицо не поднадзорно Центробанку России).

В каждом из четырех случаев необходимо оформить ходатайство о получении согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме присоединения. Его составляют в письменном виде в произвольной форме. Документ должны подписать руководители всех юридических лиц, участвующих в реорганизации (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренции, п. 3.23 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 342; далее – Административный регламент).

Такое ходатайство, а также ряд иных документов и сведений необходимо представить в подразделение антимонопольного органа, которое определяют по правилам пунктов 3.9–3.12 Административного регламента.

В течение 30 дней с даты получения документов антимонопольный орган обязан рассмотреть их и в письменной форме сообщить заявителю об удовлетворении ходатайства или об ином принятом решении (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Когда реорганизацию общества стоит согласовывать с антимонопольным органом?

Саранчова Оксана, юридический консультант, компания TIM Advisers.

Повод для разговора:

в некоторых случаях реорганизация компаний может оказывать влияние на состояние конкуренции. А значит — такая процедура подлежит предварительному согласованию со стороны госоргана. Игнорирование подобного порядка обществом может привести к административной ответственности или, что еще хуже, — к судебном спору с ФАС РФ.

Проблемные нормы:

ст. 27, ст. 34 Федерального закона (в ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.

Вариант решения:

разработайте план мероприятий реорганизации; установите в плане реорганизации сроки направления уведомления в ФАС; отслеживайте сроки рассмотрения представленных заявлений.

В каких случаях требуется согласование с ФАС? Согласно российскому законодательству реорганизация в отдельных случаях может совершаться на условиях предварительного или последующего контроля:

Предварительный контроль. В гл. 7 Закона о защите конкуренции прямо указаны виды действий, требующих согласования с Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС). Реорганизация в форме разделения и выделения акционерных обществ не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства. Согласно ст. 27 Закона к формам реорганизации, требующим получения предварительного согласия ФАС, относятся слияние и присоединение. Данная норма развивает положения п. 3 ст. 57 ГК РФ, согласно которому в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Становится ли реорганизация компаний объектом государственного контроля, определяется при помощи исчерпывающего перечня критериев:

  1. Суммарная стоимость активов акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), активов их группы лиц;
  2. Суммарная выручка акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), активов их группы лиц;
  3. Факт нахождения акционерных обществ, участвующих в слиянии (присоединении), в Реестре хозяйствующих субъектов с долей на рынке > 35%.

Обращаем внимание на то, что не всегда для реорганизации компании, подпадающей под вышеназванные критерии, требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа. Такое согласие не требуется:

  1. Если организация осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. Речь идет о компании, которая в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, обладает более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале другой компании. Реорганизация таких компаний выведена из-под предварительного антимонопольного контроля;
  2. Если соблюдаются в совокупности следующие условия:
  • действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • не позднее чем за один месяц до реорганизации перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен в федеральный антимонопольный орган;
  • в представленном перечне не произошло никаких изменений к моменту реорганизации.

Несоблюдение вышеназванных условий исключает возможность совершения сделки в специальном порядке путем последующего уведомления антимонопольного органа о совершенной сделке .

Постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 г. N КА-А41/218-10; Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09 по делу N А40-6895/09-21-47.

  1. Осуществление таких действий предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Последующий контроль. Порядок согласования с ФАС и документы, необходимые для согласования. В Законе о защите конкуренции нет указаний на то, как скоро с момента принятия решения о реорганизации компания должна направить соответствующие ходатайства. Однако очевидно, что такое согласие должно быть получено до совершения действия по государственной регистрации в качестве юридического лица вновь создаваемой организации .

Постановление ФАС ЦО от 07.05.2007 по делу N А14-185/07/7/11.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Учитывая, что принятие решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания акционеров (пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах ), ходатайство о присоединении или слиянии может быть направлено после принятия общим собранием акционеров общества решения о создании общества в результате реорганизации, но до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный закон от 26.12.1995 (в ред. от 28.12.2010) N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Что касается уведомительного порядка, то антимонопольный орган должен быть уведомлен не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния (присоединения) (ст. 30 Закона о защите конкуренции). Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого общества первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

В целях получения предварительного согласия или уведомления антимонопольного органа в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются:

  • лица, осуществляющие соответствующие действия (с ходатайством);
  • лица, на которых возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий (с уведомлением).

К примеру, в случае присоединения к акционерному обществу другого акционерного общества обязанность по уведомлению антимонопольного органа (направления ходатайства) возлагается на общество, к которому осуществляется присоединение.

Одновременно с направлением антимонопольному органу ходатайства или уведомления Законом об акционерных обществах предусмотрено обязательное представление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. За принятие решения об осуществлении действий, подлежащих государственному контролю, уплачивается пошлина, которая согласно пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 20 000 рублей.

Читать еще:  Обязательный претензионный порядок с 1 июня 2016 года

П. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением о реорганизации, подлежащей государственному контролю. Среди них, в частности, документы или сведения, определяющие предмет и содержание сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю. Федеральным антимонопольным органом устанавливается форма, в которой данные сведения должны быть представлены .

Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 N 129 (в ред. от 20.04.2010) «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 — 31 Федерального закона «О защите конкуренции».

На рассмотрение ходатайства антимонопольному органу отводится 30 дней с даты его получения. После чего он обязан письменно сообщить заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия (в некоторых случаях этот срок может быть продлен). В рамках детализации порядка представления в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок, иных действий Приказом ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 293 утвержден Административный регламент .

Приказ ФАС от 20 сентября 2007 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».

В каких случаях ФАС может отказать в согласовании реорганизации? По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на реорганизацию, подлежащую государственному контролю, антимонопольный орган может принять решение:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • об отказе в удовлетворении ходатайства;
  • о продлении срока рассмотрения ходатайства.

Рассмотрим подробнее два последних решения.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства принимается в случае, если:

  • реорганизация приведет или может привести к ограничению конкуренции;
  • при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит недостоверность представленной информации;
  • компанией не представлены имеющиеся у нее и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято соответствующее решение.

Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства принимается в связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства. Для компаний определяется также срок выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства (ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Компания, созданная без получения предварительного согласия (без направления последующего уведомления) антимонопольного органа, в результате слияния или присоединения ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Основанием для этого является ограничение конкуренции как следствие такой реорганизации (ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Важно отметить, что, если компания не осуществит реорганизацию в течение года с момента получения положительного решения антимонопольного органа, пакет документов на получение разрешения предстоит подавать заново.

Судебная практика по вопросу:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2011 г. N 17АП-2103/2011-АК;

Постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 г. N КА-А41/218-10;

Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09 по делу N А40-6895/09-21-47;

Постановление ФАС ЦО от 07.05.2007 по делу N А14-185/07/7/11;

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2010 г. N Ф03-6041/2010.

Практические рекомендации.

При принятии решения о реорганизации важно помнить о требованиях антимонопольного законодательства и оценивать процедуру реорганизации с точки зрения критериев, обусловливающих подпадание ситуации под контроль со стороны государства, и соблюдать свои публично-правовые обязанности. В противном случае неизбежно наступление административной ответственности, которая наступает в случае:

  • непредставления соответствующих ходатайств (уведомлений);
  • представления заведомо недостоверных сведений;
  • нарушения порядка и сроков подачи ходатайств (уведомлений).

В настоящее время в первом чтении принят проект Федерального закона N 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Данным документом существенно повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях. Это позволит устранить избыточное административное регулирование в этой сфере и обеспечить более тщательный контроль за процессами реорганизации, в результате которых может возникнуть риск ограничения конкуренции.

Комментарий редакции.

Перед проведением реорганизации разработайте план ее мероприятий. В таком плане обязательно установите сроки направления уведомления в ФАС. При этом не стоит пренебрегать предварительным уведомлением, ведь многие компании рассчитывают «на авось». Сначала проводят реорганизационные мероприятия, а затем ждут, что контролирующее ведомство признает факт реорганизации. Руководствуйтесь принципом: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Готовьте заранее перечень документов. При направлении в ФАС уточните, все ли документы представлены правильно, поскольку в случае отсутствия каких-либо документов может быть принято решение о продлении срока рассмотрения ходатайства или отказе в его рассмотрении. Отслеживайте сроки рассмотрения представленных заявлений. Не старайтесь скрыть информацию. Ведь, если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит недостоверность такой информации, он откажет компании. В результате сроки реорганизации могут быть продлены, что может повлечь судебные издержки и споры с контрагентами и персоналом компании.

Нормативная база по вопросу:

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1063);

Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 334 (в ред. от 09.03.2010) «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля»;

Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 335 (в ред. от 01.06.2010) «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля»;

Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 N 129 (в ред. от 20.04.2010) «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 — 31 Федерального закона «О защите конкуренции»;

Приказ ФАС от 20 сентября 2007 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».

Вопросы ответы

Требуется ли получение согласия антимонопольного органа при совмещенной реорганизации.

Нет, так как организации, участвующие в реорганизации существовали и продолжают существовать после этой процедуры.

1) В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Следовательно, допустима реорганизация в форме выделения с последующим присоединением.

Указанный вид реорганизации относится к совмещенной реорганизации, что является реорганизацией с одновременным сочетанием различных её форм (разделение, выделение, присоединение, слияние, преобразование).

Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) установлено, что выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Исходя из положений части 1 статьи 53 Закона об ООО следует, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При этом при рассматриваемой форме совмещенной реорганизации не создается новое юридическое лицо, а правопреемство происходит путем передачи прав и обязанностей по передаточному акту от основного общества к переходному. Этот передаточный одновременно служит передаточным актом имущественных прав и обязанностей к обществу, к которому осуществляется присоединение.

Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 27 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) регламентировано, что присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

При этом, необходимо учитывать, что общество, к которому происходит присоединение, не будет соответствовать критериям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 27 Закона о конкуренции, из чего можно предположить, что предварительное согласие антимонопольного органа не потребуется.

Читать еще:  Получение доли в ООО самим обществом

Более того общества, между которыми будет происходить процедура совмещенной реорганизации, не конкуренты между собой и осуществляют отличные друг от друга виды деятельности.

В отношении такой формы, как выделение, предварительного согласия антимонопольного органа не требуется.

Также, Законом о конкуренции не предусмотрено положений, применительно к формам совмещенной реорганизации.

Частью 2 статьи 51 Закона об ООО также не предусмотрены формы совмещенной реорганизации.

Учитывая данный пробел в законодательстве и тот факт, что при проведении процедуры выделения с последующим присоединением критерии, когда предварительное согласие антимонопольного органа необходимо, не будут усматриваться, можно сделать вывод о том, что нормативного обоснования, а, следовательно, и права привлечения к ответственности за несоблюдение норм антимонопольного законодательства у антимонопольной службы не будет.

Стоит отметить, что в настоящее время рассматривается проект Федерального закона, целью принятия которого является необходимость устранения пробелов в законодательном регулировании процедуры реорганизации, возникших в связи со вступлением в действие изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ, а также развитием новелл института реорганизации, прежде всего в части осуществления совмещенных реорганизаций, однако, данный проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы и еще не направлен на рассмотрение в Правительство РФ (с текстом данного проекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на сайте: http://regulation.gov.ru/ . В соответствии с паспортом проекта ему присвоен ID № 00/03-17272/08-14/12-13-4).

Вместе с тем, в случае попытки применения антимонопольным органом закона по аналогии, при разрешении вопроса о необходимости выдачи предварительного согласия при совмещенной реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, данное действие антимонопольного органа будет оспоримо, в силу того, что в Законе о конкуренции прямо не прописана необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, следовательно, законодательно запрет не закреплен и данные действия должны быть расценены, как превышение полномочий со стороны антимонопольного органа.

Применительно к вопросу об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в части неполучении предварительного согласия антимонопольного органа, пункт 3 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административный штраф для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что указанный состав административного правонарушения является формальным.

Таким образом, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий (в том числе привело ли допущенное правонарушение к ограничению конкуренции или нет), играет роль сам факт неподачи ходатайства в антимонопольный орган.

Кроме права привлечения к административной ответственности в виде штрафа, антимонопольный орган также имеет право подать исковое заявление о ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения на основании части 1 статьи 34 Закона о конкуренции которой установлено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции регламентированы признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Статьей 5 Закона о конкуренции установлено понятие доминирующего положения, чем признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом указанной статьей установлены признаки доминирующего положения.

Следовательно, даже в случае самого негативного развития событий, когда антимонопольный орган решит подать исковое заявление о принудительной ликвидации (реорганизации), для его удовлетворения судом, антимонопольному органу необходимо доказать, что создание соответствующей коммерческой организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения этой организации, что представляется крайне затруднительным.

Данный факт подтверждается скудной судебной практикой прецедентов, когда антимонопольная служба обращалась в суд с подобными исковыми требованиями. При этом заявленные требования касались форм реорганизации, которые прямо предусмотрены Законом о конкуренции применительно к формам реорганизации, предусмотренным Законом об ООО.

В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

    Навигация по данной странице:
  • 1. Предварительное согласие ФАС России на присоединение одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) требуется в следующих случаях.

Перед тем как принять решение о присоединении ООО, необходимо проверить, нужно ли получить согласие антимонопольного органа (ФАС России), или достаточно будет уведомить о реорганизации. Возможно, не потребуется ни согласия, ни уведомления. Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

1. Предварительное согласие ФАС России на присоединение одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) требуется в следующих случаях.

Во-первых, если реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и соблюдается одно из условий (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • суммарная стоимость активов реорганизуемых лиц (или активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка лиц (или их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб.;
  • одно из реорганизуемых лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Во-вторых, если реорганизуемые лица являются финансовыми организациями и суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную (п.3 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России).

В-третьих, если к юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, присоединяется финансовая организация, и при этом стоимость активов присоединяемого лица превышает величину, установленную (п.6 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если присоединяемое лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если присоединяемое лицо не поднадзорно Центробанку России).

В-четвертых, если к финансовой организации присоединяется юридическое лицо, не являющееся финансовой организацией, и при этом стоимость активов основного лица превышает величину, установленную (п.7 ч.1 ст.27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если основное лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если основное лицо не поднадзорно Центробанку России).

В каждом из четырех случаев необходимо оформить ходатайство о получении согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме присоединения. Его составляют в письменном виде в произвольной форме. Документ должны подписать руководители всех юридических лиц, участвующих в реорганизации (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренции, п. 3.23 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 342; далее – Административный регламент).

Читать еще:  Договор хранения: как возразить на претензию поклажедателя

Такое ходатайство, а также ряд иных документов и сведений необходимо представить в подразделение антимонопольного органа, которое определяют по правилам пунктов 3.9–3.12 Административного регламента.

В течение 30 дней с даты получения документов антимонопольный орган обязан рассмотреть их и в письменной форме сообщить заявителю об удовлетворении ходатайства или об ином принятом решении (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

Согласование (согласие) ФАС России на создание и реорганизацию коммерческих организаций

I. Слияние или присоединение коммерческих организаций

В соответствии с пунктами 1) и 2) части 1 статьи 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при слиянии или присоединении коммерческих организаций требуется предварительное согласие антимонопольного органа, если выполняется хотя бы одно из ниже перечисленных условий:

1. Суммарная стоимость активов таких организаций и активов их групп лиц превышает 7 млрд. рублей.
2. Суммарная выручка таких организаций и их групп лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. рублей.
3. Одна из организаций участвующих в слияние или присоединении включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – реестр).

II. Слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года № 334 при слиянии финансовых организаций или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа, если выполняется хотя бы одно из ниже перечисленных условий:
1. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 200 млн. рублей – в отношении страховщиков (за исключением медицинских организаций), обществ взаимного страхования, страховых брокеров и кредитных потребительских кооперативов.
2. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 100 млн. рублей – в отношении фондовых бирж, валютных бирж, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов).
3. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 50 млн. рублей – в отношении регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года № 335 при слиянии или присоединении кредитных организаций требуется предварительное согласие антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, превышает 24 млрд. рублей.

III. Создание коммерческой организации.

В соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено 3 основания для представления в антимонопольный орган ходатайств на совершение сделок:

1. Суммарная стоимость активов учредителей (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд. рублей.
2. Суммарная выручка учредителей (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. рублей.
3. Организация, акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр.

Если выполняется хотя бы одно из вышеперечисленных оснований, то с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки:

1. Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом (за исключением денежных средств) другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации).
2. Создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества (за исключением денежных средств) приобретает следующие права:
— более 50% голосующих акций общества при условии, что приобретатель ранее владел не менее 25% и не более 50% голосующих акций общества;
— более 75% голосующих акций общества при условии, что приобретатель ранее владел не менее 50% и не более 75% голосующих акций;
— более 50% долей в уставном капитале общества при условии, что приобретатель владел не менее 1/3 долей и не более 50% долей в уставном капитале общества;
— более 2/3 долей в уставном капитале общества при условии, что приобретатель владел не менее 50% долей и не более 2/3 долей в уставном капитале общества;
— получение в собственность, пользование или во владение свыше 20% балансовой стоимости основных производственных средств и (или) нематериальных активов (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства);
— приобретение (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

В соответствии с пунктом 5) части 1 статьи 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» основания для представления в антимонопольный орган ходатайств на совершение сделок с финансовыми организациями устанавливает Правительство Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, предусмотрены следующие основания для представления в антимонопольный орган ходатайств на совершение сделок:
1. Стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации превышают 6 млрд. рублей.
2. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 200 млн. рублей – в отношении страховщиков (за исключением медицинских организаций), обществ взаимного страхования, страховых брокеров и кредитных потребительских кооперативов.
3. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 100 млн. рублей – в отношении фондовых бирж, валютных бирж, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов).
4. Активы финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства превышают 50 млн. рублей – в отношении регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов.

Если выполняется хотя бы одно из вышеперечисленных оснований, то с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки:

1. Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации.
2. Создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении акций (долей) и (или) имущества финансовой организации, следующие права:
— более 50% голосующих акций общества при условии, что приобретатель ранее владел не менее 25% и не более 50% голосующих акций общества;
— более 75% голосующих акций общества при условии, что приобретатель ранее владел не менее 50% и не более 75% голосующих акций;
— более 50% долей в уставном капитале общества при условии, что приобретатель владел не менее 1/3 долей и не более 50% долей в уставном капитале общества;
— более 2/3 долей в уставном капитале общества при условии, что приобретатель владел не менее 50% долей и не более 2/3 долей в уставном капитале общества;
— приобретение в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации.
— приобретение в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector