Как конечному бенефициару подтвердить свой статус

Письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т “Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев”

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе согласованное с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Статс-секретарь — заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный) Информационное письмо по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Приложение: на 6 листах.

Информационное письмо
по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев

Глава I. Определение понятия “бенефициарный владелец”

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее — организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем / участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

— физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

— физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

— иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев, или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения).

В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента — юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:

— основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия “бенефициарный владелец”, установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);

— перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;

— основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

— порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

— порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;

— иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Читать еще:  Какие опасности имеет залог доли в уставном капитале ООО и как их избежать

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

— включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

— анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

— изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;

— устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

— использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

— иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в анкете (досье) клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента — юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу идентификации бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Идентификация касается как владельцев-юрлиц, так и владельцев-граждан.

Если владение клиентом либо контроль за ним осуществляется через третьих лиц, то организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения либо возможность контроля.

Указаны факторы, с учетом которых организации принимают решение о признании физлица бенефициарным владельцем клиента.

Клиентом могут владеть как одно, так и несколько физлиц (в т. ч. родственники). В последнем случае организация должна рассматривать каждого из физлиц в качестве бенефициарного владельца.

Если бенефициарный владелец клиента-юрлица не выявлен, то таким владельцем признается единоличный исполнительный орган данной организации. Указаны особенности заполнения решения о признании и анкеты (досье) клиента в таких случаях.

В правила внутреннего контроля рекомендуется включать основания для признания физлица, единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем, перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию, порядок принятия решения о признании, правила фиксирования сведений, полученных в результате идентификации, и др.

Закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации в зависимости от уровня риска клиента или суммы операции.

Для идентификации можно предпринимать такие меры как включение в договор обязанности клиента представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах, анкетирование клиентов, изучение учредительных документов клиентов-юрлиц, устный опрос клиента с занесением данных в анкету (досье), использование внешних источников и др.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

Бенефициарный владелец юридического лица – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) таким юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). О том, в каком порядке раскрываются сведения о бенефициарных владельцах юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, расскажем в нашей консультации.

Организация должна знать своих бенефициаров

Юрлицо в общем случае обязано владеть информацией о своих бенефициарах и принимать все обоснованные и доступные меры по установлению в отношении них следующих сведений (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН физлица (при наличии).

Организация должна обновлять сведения о своих бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год и документально фиксировать полученную информацию. Хранить сведения о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению указанных выше сведений юрлицо должно не менее 5 лет со дня получения этой информации (п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Организация вправе запрашивать необходимую информацию о своих бенефициарах у контролирующих такую организацию физических и юридических лиц. А такие лица, в свою очередь, обязаны эту информацию предоставлять. При этом передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (ст. 4,5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кому предоставлять информацию о бенефициарах?

Организация обязана представлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению необходимых сведений о таких владельцах по запросу ФНС, Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) и их территориальных органов (п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Порядок и сроки предоставления организациями в ФНС и ФСФМ сведений о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению сведений о них установлены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913. ФНС и ФСФМ могут направлять запросы в организацию как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажных носителях (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом если организация обнаружит в отправленных сведениях неполноту, неточность или ошибки в данных, она должна не позднее 3 рабочих дней со дня обнаружения отправить откорректированные сведения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Если запрос на сведения о бенефициарах был получен в электронной форме, ответ нужно дать также электронный одним из способов (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913):

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора;
  • на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумаге.

Форма электронного сообщения о бенефициарном владельце в настоящее время не утверждена. Поэтому по сведениям о бенефициарных владельцах юридического лица образец, составляемый в электронной форме, в нашей консультации не приводится.

Читать еще:  Непрерывный стаж: о чем нужно знать работникам и компаниям

Также информация о бенефициарных владельцах организации раскрывается в ее отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кроме того, организации, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать своих клиентов. В частности, устанавливать их бенефициарных владельцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ). Именно поэтому банки просят своих клиентов при принятии их на обслуживание подать в кредитную организацию сведения о бенефициарных владельцах. Форма для подачи таких сведений разрабатывается банками самостоятельно.

Ответственность за непредоставление сведений

Если организация не представит сведения о своих бенефициарных владельцах по запросу ФНС или ФСФМ, она может быть оштрафована на сумму от 100 000 рублей до 500 000 рублей, а ее должностные лица – от 30 000 рублей до 40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ ). Аналогичный штраф может быть наложен за несоблюдение обязанностей по установлению, обновлению или хранению сведений о бенефициарах организации.

Формула определения бенефициарного владельца

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О методике определения косвенного участия физического лица в капитале организации в целях установления возможности признания его бенефициарным владельцем рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Иногда определить, является ли физическое лицо бенефициаром того или иного акционерного общества, не так-то просто, но в некоторых случаях знать это просто необходимо – в том числе для выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Специальный закон, конечно, определяет, кто является бенефициаром общества, (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; далее – Закон № 115-ФЗ), однако и это не всегда помогает решить вопрос о наличии или отсутствии бенефициарности.

К примеру, одним из учредителей компании (назовем ее ЗАО-1), владеющим 60% его акций, является другое общество (ЗАО-2), а контрольный пакет в ЗАО-2 принадлежит физическому лицу. Попробуем определить, является ли это физическое лицо бенефициаром ЗАО-1

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона. В состав этих сведений включается также информация о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах клиентов финансовых организаций.

Исчерпывающий список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и, соответственно, имеющих право требовать от клиентов такую информацию, приведен в ст. 5 Закона № 115-ФЗ.

Понятие бенефициарного владельца, используемое в Законе № 115-ФЗ, раскрывается в абз. 13 ст. 3 этого закона. Бенефициаром признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Следует отметить, что Закон № 115-ФЗ не раскрывает алгоритм действий по определению процентного участия физического лица в капитале организации. Если определение прямого участия в капитале не представляет сложности, то определение косвенного участия может вызвать затруднения.

На наш взгляд, порядок такого определения аналогичен порядку, используемому, например, при определении взаимозависимости лиц в целях налогообложения. Так, согласно п. 3 ст. 105.2 НК РФ доля косвенного участия в организации определяется в следующем порядке:

определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

В рассматриваемой ситуации физическое лицо владеет 51% акций в ЗАО-2. В свою очередь, ЗАО-2 является владельцем 60% акций в ЗАО-1. Поскольку физическое лицо не владеет акциями ЗАО-1 напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. С учетом вышеприведенных разъяснений рассчитаем долю косвенного участия физического лица в ЗАО-1. Она составит: 0,51 х 0,6 = 0,306 или 30,6%. Следовательно, физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца ЗАО-1.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем.

Какой документ докажет, что компания пыталась установить своего бенефициара

23 ноября 2017 26483

Популярное по теме

Информацию о конечном владельце вправе запросить государственные органы, в том числе налоговая инспекция, Росфинмониторинг. Если такие сведения отсутствуют, компании грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Должностные лица заплатят от 30 тыс. до 40 тыс. рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Компании обязаны собирать, обновлять и хранить информацию о своих бенефициарах не реже одного раза в год (п. 3 ст. 6.1 Закона № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов). Для этого организации вправе запросить сведения о бенефициарах у своих учредителей или контролирующих лиц.

Если компания не смогла установить своего бенефициарного владельца, то в случае получения запроса от госорганов она должна представить информацию о принятых мерах . Это будет основанием для освобождения от административной ответственности или смягчающим обстоятельством при предъявлении штрафа.

Такими доказательствами, могут быть запросы учредителям или иным контролирующим лицам и ответы на них. Об этом сказано в информационном сообщении, размещенном на сайте Росфинмониторинга (fedsfm.ru-пресс-служба-новости-информационные сообщения от 17.01.17).

Как составить запрос

Унифицированной формы запроса о бенефициаре нет. Компания может составить его в произвольной форме. Но лучше оформить запрос в виде анкеты.

Запрос необходимо направить не только учредителям-физлицам, но и учредителям-юрицам. Владельцы таких юрлиц с долей владения более 25 процентов могут оказаться конечными бенефициарами самой компании. Это проверить можно через записи в ЕГРЮЛ или специальные базы, например, 1cont.ru. Узнать Ф.И.О. и ИНН учредителей поможет сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагентов».

Читать еще:  В претензии не указан размер неустойки. Можно ли считать претензионный порядок соблюденным

Часто учредителями организации могут быть иностранные юридические и физические лица . В этом случае запрос о представлении сведений нужно составить на иностранном языке. Ответ на запрос необходимо перевести на русский язык. Чтобы исключить возможные претензии со стороны налоговиков, перевод стоит заверить у нотариуса.

Что обязательно должно быть в документе

Бенефициарные владельцы — физлица, поэтому в запросе нужно истребовать Ф.И.О. бенефициара, его гражданство, дату рождения, адрес места жительства или пребывания, паспортные данные, ИНН, а также иные сведения, характеризующие физлицо. Кроме того, необходимо запросить данные миграционной карты либо документа, который подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание или проживание в РФ (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115‑ФЗ). Эти сведения нужно истребовать у участников-физлиц с долей больше 25 процентов.

В документ нужно добавить пункт, где прописано требование предоставить сведения в течение определенного срока.

Запросы нужно направить всем лицам, которые являются учредителями общества или вправе как-либо контролировать его действия. У всех учредителей — запросить сведения о лицах, которые имеют право контролировать компанию.

Фрагмент запроса о бенефициарных владельцах организации.

Скачать документ

Какие меры безопасности принять дополнительно

Если компания отправляет запрос по почте, в письмо нужно добавить опись вложения и уведомление о вручении, из которых будет видно, что компания запросила сведения. Если сотрудники организации лично вручают запрос учредителям или контролирующим лицам, на втором экземпляре документа нужна отметка о его получении.

Дополнительная мера безопасности – прописать в локальном акте компании сроки истребования и обновления сведений о бенефициарах. Например, компания ежегодно направляет запросы учредителям и контролирующим лицам с 1 по 10 февраля. Если они не представят сведения в течение 10 дней, то компания направляет запросы повторно.

Внимание! Какие компании не обязаны устанавливать бенефициаров

Обязанность по установлению бенефициарных владельцев не распространяется на (п. 2 ст. 6.1. и подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115‑ФЗ):

  • международные организации;
  • учреждения, находящиеся в ведении органов госвласти, госкорпорации или организации, в которых государство имеет более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию о ценных бумагах;
  • иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

Бенефициарный владелец юридического лица – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) таким юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). О том, в каком порядке раскрываются сведения о бенефициарных владельцах юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, расскажем в нашей консультации.

Организация должна знать своих бенефициаров

Юрлицо в общем случае обязано владеть информацией о своих бенефициарах и принимать все обоснованные и доступные меры по установлению в отношении них следующих сведений (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН физлица (при наличии).

Организация должна обновлять сведения о своих бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год и документально фиксировать полученную информацию. Хранить сведения о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению указанных выше сведений юрлицо должно не менее 5 лет со дня получения этой информации (п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Организация вправе запрашивать необходимую информацию о своих бенефициарах у контролирующих такую организацию физических и юридических лиц. А такие лица, в свою очередь, обязаны эту информацию предоставлять. При этом передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (ст. 4,5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кому предоставлять информацию о бенефициарах?

Организация обязана представлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению необходимых сведений о таких владельцах по запросу ФНС, Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) и их территориальных органов (п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Порядок и сроки предоставления организациями в ФНС и ФСФМ сведений о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению сведений о них установлены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913. ФНС и ФСФМ могут направлять запросы в организацию как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажных носителях (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом если организация обнаружит в отправленных сведениях неполноту, неточность или ошибки в данных, она должна не позднее 3 рабочих дней со дня обнаружения отправить откорректированные сведения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Если запрос на сведения о бенефициарах был получен в электронной форме, ответ нужно дать также электронный одним из способов (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913):

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора;
  • на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумаге.

Форма электронного сообщения о бенефициарном владельце в настоящее время не утверждена. Поэтому по сведениям о бенефициарных владельцах юридического лица образец, составляемый в электронной форме, в нашей консультации не приводится.

Также информация о бенефициарных владельцах организации раскрывается в ее отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кроме того, организации, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать своих клиентов. В частности, устанавливать их бенефициарных владельцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ). Именно поэтому банки просят своих клиентов при принятии их на обслуживание подать в кредитную организацию сведения о бенефициарных владельцах. Форма для подачи таких сведений разрабатывается банками самостоятельно.

Ответственность за непредоставление сведений

Если организация не представит сведения о своих бенефициарных владельцах по запросу ФНС или ФСФМ, она может быть оштрафована на сумму от 100 000 рублей до 500 000 рублей, а ее должностные лица – от 30 000 рублей до 40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ ). Аналогичный штраф может быть наложен за несоблюдение обязанностей по установлению, обновлению или хранению сведений о бенефициарах организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector