Какие данные о компании подлежат публикации в Федресурсе

Федресурс: что бизнес обязан в нем о себе раскрывать

С 2013 года в России действует Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности). В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. Подробно о системе рассказывают специалисты TaxCoach.

За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.

Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.

Прежде всего, в этом реестре размещаются сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях на основании Федерального закона «О госрегистрации юридических лиц. «(Статья 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), то есть из ЕГРЮЛ.

Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.

К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:

    сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Такая обязанность есть у публичных акционерных обществ, а также непубличных обществ (АО, ООО), публично разместивших свои облигации; у саморегулируемых организаций и др.;

сведения о выдаче независимой гарантии с указанием данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

сведения об обращении взыскания на недвижимое имущество и имущество, непосредственно участвующее в производственном процессе должника, в рамках исполнительного производства;

сведения о членстве в СРО;

сведения о результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн. рублей или сумма активов более 60 млн. рублей). ( Полный перечень указан в пункте 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

сведения о залоге движимого имущества;

сведения о намерении юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом;

об отчете об оценке имущества в отдельных случаях ( Статья 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), например, организация обязана опубликовать сведения об оценке имущества при оплате этим имуществом акций / долей в уставном капитале дочернего АО или ООО;

перечень незарегистрированного в ЕГРН недвижимого имущества при внесении его по концессионному соглашению.

Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.

В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 года ( части 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.

Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестр ( статья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.

Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».

Спешим вас предостеречь. С июля 2017 года действуют суровые правила Закона «О банкротстве» (Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), позволяющие привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности погашения требований кредиторов при, так называемых, презумпциях его вины, пока не доказано иное.

Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.

Закон также гласит, что руководитель компании-должника может быть привлечён к субсидиарной ответственности в связи с невозможностью полного погашения требований кредиторов, которая связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ или в Федресурсе (подпункт 5 п. 2 ст. 61.11. Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:

Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе в ЕГРЮЛ или на Федресуре, о своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п., лишает контрагентов такого должника возможности получения информации, подлежащей публичному раскрытию, вводит их в заблуждение.

. в случае представления недостоверных сведений (непредоставления сведений, наличие которых в ЕГРЮЛ и Федресурсе предусмотрено законом), предоставившая их сторона должна возместить убытки, а в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации, в том числе действующие по доверенности, должны нести субсидиарную ответственность.

И такие основания уже подтверждаются судебной практикой. Например, невнесение сведений в Федресурс о залоге движимого имущества на сумму более 50 млн. руб., а также о результатах обязательного аудита, стали одними из доводов арбитражного управляющего при привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 г. по делу № А40-237842/2015).

Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».

Напомним, залогодержатель имеет преимущества перед другими кредиторами на погашение долга в размере 70% от стоимости имущества, находящегося у него в залоге ( Статья 138 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.

В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18).

В течение какого периода до наступления банкротства должны не публиковаться сведения об организации, чтобы стать причиной презумпции вины ее руководителя в банкротстве Законом ( п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен общий срок в 3 года, за которые оценивается «поведение» компании и ее руководителя. Следовательно, если в течение этого срока будут установлены факты неисполнения этой обязанности — вина презюмируется.

Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.

Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.

Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов.

Поэтому, несмотря на «нерабочую» статью КоАП по административной ответственности и некоторые материальные затраты на размещение информации в Федресурсе, рекомендуем не пренебрегать этой обязанностью и сообщать о своей компании данные, требуемые по закону.

Федресурс:
кто и какие сведения должен публиковать в реестре?

С начала 2013 г. у представителей бизнес — сообщества появилась обязанность вносить в иной, отличный от ЕГРЮЛ, специальный реестр сведения о юридически значимых событиях, происходящих в деятельности юридических лиц.

Тогда в законе о государственной регистрации юридических лиц и ИП появилась статья 7.1, которая именует этот реестр как «единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности». Иначе его называют «единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» (ЕФРСДЮЛ) или Федресурс — по названию сайта в сети Интернет (https://www.fedresurs.ru).

Обязанность внесения сведений в ЕФРСДЮЛ предусмотрена как самим законом о государственной регистрации юридических лиц и ИП, так и иными нормативно-правовыми актами.

Представляется, что законодатель созданием упомянутого информационного ресурса решил два вопроса. Во-первых, деятельность юридических лиц стала более открытой и прозрачной. Во-вторых, данная информационная площадка позволяет в режиме реального времени получить сведения о контрагентах для оценки кредитных и прочих рисков без дополнительных издержек.

Сведения из ЕГРЮЛ
налоговая служба размещает самостоятельно

Налоговая служба как регистрирующий орган самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих фактов в ЕГРЮЛ.

К таким фактам относятся записи: о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации), о начале процесса реорганизации и ликвидации, об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации, об уменьшении или увеличении уставного капитала, о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении, о смене руководителя, о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Читать еще:  В каких случаях обжалование решения ФАС возможно внутри ведомства

Также регистраторы обязаны отразить в ЕФРСДЮЛ сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Сведения, которые в соответствии
с законом о госрегистрации юр. лиц
мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

В-седьмых, сообщения о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.

Обязанность по размещению,
предусмотренная специальными законами

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, на которых обязанность по размещению сведений в «федресурсе» возложена иными законами, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер.

  • Так, статьей 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на «федресурсе» должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
  • В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества, имущественных прав в случаях проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах и другие), заказчик оценки обязан включить отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет Закон об оценочной деятельности в РФ (ст.8.1 закона).
  • После проведения обязательного аудита на предприятии, в ЕФРСДЮЛ нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
  • На основании ч. 5 ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в реестре юридически значимых фактов необходимо опубликовать сообщение об этом. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, и граждан.
  • Как гласит статья 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в ЕФРСДЮЛ сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.

Раскрытие информации
при банкротстве

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. у ЕФРСДЮЛ имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы банкротной специфики.

Сообщения подлежат публикации в реестре и саморегулируемыми организациями, и арбитражными управляющими, и операторами электронных торговых площадок, и организаторами торгов, и Агентством по страхованию вкладов, и ФНС, и ФССП, и Банком России.

Упомянутый ресурс позволяет третьим лицам, участникам банкротства (должникам, кредиторам), самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу предприятия-банкрота или гражданина; — отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности, искажении или отсутствии в них установленных законом данных.

Здесь размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.

Дополнительно существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.

Пределы ответственности
за отказ от размещения
сведений в ЕФРСДЮЛ

При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах в ЕФРСДЮЛ рублем ответит руководитель компании. Так, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность на руководителя компании возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

За повторное совершение данного правонарушения должностное лицо отделается штрафом в размере от 10 000 до 50 000 рублей. По усмотрению административного органа возможно применение дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В случае нарушения сроков размещения сообщения в специальном реестре, ответственность значительно мягче. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей либо предупреждение.

Сведений о юридически значимых событиях, которые подлежат публикации в Федресурсе, все больше. Сроки, порядок публикаций и ответственность детально регламентированы законом. Хотя активности в вопросе привлечения к административной ответственности не наблюдается, настоятельно рекомендуем определить для своей фирмы или ИП перечень фактов, которые необходимо раскрывать перед третьими лицами.

Постарайтесь подготовиться заранее. Рано или поздно начнут привлекать и за это.

Какие данные о компании подлежат публикации в Федресурсе

Раскрытие информации в форме аудиторского заключения на Федресурсе

С 1 октября 2016 года, согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Федресурс) заказчиком аудита. Однако, общая обязанность, устанавливающая порядок и сроки внесения сведений в реестр, а также порядок взаимодействия с Федресурсом регламентирован ст. 7.1 ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о гос. Регистрации). Не так давно появившаяся обязанность размещения сведений о результатах обязательного аудита является важной вехой в законодательстве, касающемся раскрытия информации, и в корпоративном праве в целом, поскольку сведения о финансовом состоянии — это основной показатель реального положения вещей в организации, результатов его экономической деятельности и уровня финансовых рисков (банкротства). Наряду с обязанностью внесения в Федресурс информации о результатах аудита, субъекты экономической деятельности обязаны также размещать сведения о стоимости чистых активов и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные к публикации сведения стали обязанностью юридических лица несколько раньше нежели результаты аудита и были внесены непосредственно в Закон о гос. Регистрации. Однако с точки зрения верного правоприменения и элементарной логики, настолько взаимосвязанные сведения, каждое из которых отражает финансовое состояние предприятия, стоит рассматривать по возможности как части целого и рекомендуется размещать в реестре комплексно для достижения следующих целей:

— защита от штрафных санкций, так как отсутствие или недостоверность сведений в Федресурсе влечет за собой административную ответственность согласно ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа от 5000 до 50 000 рублей на должностное лицо;

— защита от дисквалификации, так как повторное правонарушение влечет за собой административную ответственность согласно ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде дисквалификации должностного лица от 1 года до 3 лет.

— предвосхищение возможности наступления субсидиарной и солидарной ответственности, для лиц, контролирующих организацию согласно ст. 61.11 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве);

— отсутствие основания для отказа в государственной регистрации в регистрирующем органе (ИФНС);

— обеспечение прозрачности предпринимательской деятельности для защиты прав кредиторов;

— обеспечение прозрачности предпринимательской деятельности в глазах контрагентов.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в реестр в течении 3-х рабочих дней с момента подписания аудиторского заключения. Само сообщение, которое субъект экономической деятельности обязан размещать в Федресурсе должно содержать итоговое мнение аудитора, вывод о проведенной проверке. К публикации не прикладывается копия аудиторского заключения и его текст не дублируется в сообщение. Согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», публикация должна осуществляться заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. Для технической стороны публикации сведения будет необходима квалифицированная электронная подпись, без нее размещение какой-либо информации в Федресурсе не представляется возможным, кроме того, необходимо:

— ознакомиться с перечнем удостоверяющих центров, указанных на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: http://minsvyaz.ru/.

— изучить условия оформления получения квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) и необходимый перечень предоставляемых документов.

— предоставить заверенный пакет документов, в соответствии с регламентами выбранного удостоверяющего центра.

— получить КЭП для размещения сведений в ЕФРСФДЮЛ (стоимость КЭП варьируется от 3000-5000 рублей в зависимости от региона, срок получения составляет от 2 до 3 рабочих дней).

— установить криптопровайдер и сертификат ключа подписи (требует привлечения IT специалиста или продолжительных самостоятельных действий).

— обеспечить взаимодействие необходимого браузера и криптопровайдера для использования КЭП (требует привлечения IT специалиста или продолжительных самостоятельных действий).

Читать еще:  Как прописать в договоре порядок урегулирования споров

— войти в личный кабинет на сайте fedresurs.ru. Сформировать счет для оплаты государственной пошлины и оплатить его (поступление денежных средств в личный кабинет составляет от 1 до 2 рабочих дней).

— составить уведомление (сообщение) в соответствии с требованиями законодательства РФ и разместить его на сайте fedresurs.ru. посредством использования КЭП.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Новой частью 6 статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», введена обязанность для заказчика обязательного аудита, внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Данное требование вступает в силу 1 октября 2016 г.

В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:

— идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);

— идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;

— дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

— мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Порядок ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Промежуточная консолидированная отчетность.

Консолидированную финансовую отчетность составляет организация, которая вместе с другими организациями или иностранными организациями, в соответствии с МСФО, определяется как группа (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», далее — Закон N 208-ФЗ).

Консолидированная отчетность включает годовой и промежуточный отчеты. Промежуточная отчетность составляется за первое полугодие отчетного года.

Начиная с промежуточной отчетности за первое полугодие 2018 года организации, ценные бумаги которых котируются на организованных торгах, должны будут ее представлять и раскрывать. То есть они обязаны:

— или размещать отчетность в информационных системах общего пользования;

— или публиковать ее в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц;

— или проводить иные действия, обеспечивающие доступность отчетности для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение (ч. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 208-ФЗ).

При этом необходимо учесть, что:

— промежуточная консолидированная отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода;

— ее следует раскрыть не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен федеральным законом.

Промежуточная консолидированная отчетность, подлежащая раскрытию, подпадает под обязательный аудит с отчета за первое полугодие 2018 года (ч. 2 ст. 5 Закона N 208-ФЗ). При этом организация вправе выбрать форму проверки: аудит либо иная проверка, предусмотренная стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение либо другой документ, составленные по результатам проверки, должны представляться и раскрываться вместе с промежуточной консолидированной отчетностью.

С 02.10.2016 в России появился новый вид организаций — публично-правовые компании. Это унитарные некоммерческие организации, созданные государством в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 236-ФЗ).

Публично-правовые компании наделены функциями и полномочиями публично-правового характера. Они осуществляют свою деятельность в интересах государства и общества.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и консолидированная финансовая отчетность публично-правовой компании подлежат обязательному аудиту. Особенности аудита отчетности публично-правовой компании установлены ст. 16 Закона N 236-ФЗ и детализированы Минфином России. Все подробности смотрите в таблице.

Федресурс: что бизнес обязан в нем о себе раскрывать

С 2013 года в России действует Федресурс (http://www.fedresurs.ru) 1 . В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.

Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.

Прежде всего, в этом реестре размещаются сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях на основании Федерального закона «О госрегистрации юридических лиц…» 2 , то есть из ЕГРЮЛ.

Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.

К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:

сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Такая обязанность есть у публичных акционерных обществ, а также непубличных обществ (АО, ООО), публично разместивших свои облигации; у саморегулируемых организаций и др.;

сведения о выдаче независимой гарантии с указанием данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

сведения об обращении взыскания на недвижимое имущество и имущество, непосредственно участвующее в производственном процессе должника, в рамках исполнительного производства;

сведения о членстве в СРО;

сведения о результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн. рублей или сумма активов более 60 млн. рублей) 3 ;

сведения о залоге движимого имущества;

сведения о намерении юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом;

об отчете об оценке имущества в отдельных случаях 4 , например, организация обязана опубликовать сведения об оценке имущества при оплате этим имуществом акций / долей в уставном капитале дочернего АО или ООО;

перечень незарегистрированного в ЕГРН недвижимого имущества при внесении его по концессионному соглашению.

Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.

В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 года 5 .

На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.

Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестр 6 .

Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.

Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».

Спешим вас предостеречь. С июля 2017 года действуют суровые правила Закона «О банкротстве» 7 , позволяющие привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности погашения требований кредиторов при, так называемых, презумпциях его вины, пока не доказано иное.

Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.

Закон также гласит, что руководитель компании-должника может быть привлечён к субсидиарной ответственности в связи с невозможностью полного погашения требований кредиторов, которая связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ или в Федресурсе 8 .

Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:

Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе в ЕГРЮЛ или на Федресуре, о своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п., лишает контрагентов такого должника возможности получения информации, подлежащей публичному раскрытию, вводит их в заблуждение.

… в случае представления недостоверных сведений (непредоставления сведений, наличие которых в ЕГРЮЛ и Федресурсе предусмотрено законом), предоставившая их сторона должна возместить убытки, а в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации, в том числе действующие по доверенности, должны нести субсидиарную ответственность.

И такие основания уже подтверждаются судебной практикой. Например, невнесение сведений в Федресурс о залоге движимого имущества на сумму более 50 млн. руб., а также о результатах обязательного аудита, стали одними из доводов арбитражного управляющего при привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника 9 .

Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».

Напомним, залогодержатель имеет преимущества перед другими кредиторами на погашение долга в размере 70% от стоимости имущества, находящегося у него в залоге 10 .

Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.

В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс 11 .

Читать еще:  В уставный капитал ООО можно внести вексель самого общества

В течение какого периода до наступления банкротства должны не публиковаться сведения об организации, чтобы стать причиной презумпции вины ее руководителя в банкротстве? Законом 12 установлен общий срок в 3 года, за которые оценивается «поведение» компании и ее руководителя. Следовательно, если в течение этого срока будут установлены факты неисполнения этой обязанности — вина презюмируется.

Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.

Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.

Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов.

Поэтому, несмотря на «нерабочую» статью КоАП по административной ответственности и некоторые материальные затраты на размещение информации в Федресурсе, рекомендуем не пренебрегать этой обязанностью и сообщать о своей компании данные, требуемые по закону.

Сноски

1. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности;

2. Статья 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

3. Полный перечень указан в пункте 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

4. Статья 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

5. части 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

6. статья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ;

7. Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

8. подпункт 5 п. 2 ст. 61.11. Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»;

9. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 г. по делу № А40-237842/2015;

10. Статья 138 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

11. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18;

12. п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Какие сведения подлежат раскрытию на федресурсе в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц

Сведения, подлежащие внесению в Реестр

Субъект правоотношения

Статус обязанности

Нормативно-правовые акты

Порядок и сроки

для юридических лиц и ИП

Сведения, предусмотренные ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц. »

Уведомление о реорганизации юридического лица

п.1 ст.7.1 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

п.«с» ст.23 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

п.2 ст.13 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

Законом четко не установлено, но рекомендуется :

1-е сообщение—3-храбочих дней с момента принятия обществом соответствующего решения.

2-е сообщение–в течение 3-х рабочих дней с момента получения документов из ИФНС о завершении процедуры.

Уведомление о ликвидации юридического лица

п.1 ст.7.1 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

п.«т» ст.23 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

Законом четко не установлено ,но рекомендуется:

В течение 3-х рабочих дней с момента принятия обществом соответствующего решения.

Уведомление об уменьшении уставного капитала

п.1 ст.7.1 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

п.«т» ст.23 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.

Законом четко не установлено, но рекомендуется:

1-е сообщение— в течение 3-х рабочих дней с момента принятия обществом соответствующего решения.

2-е сообщение – в течение 3-х рабочих дней с момента получения документов из ИФНС о завершении процедуры

Запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации)

пп.«а» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации

пп.«б» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации

пп.«в» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО

пп.«е» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

1) об увеличении -рекомендуется

2) об уменьшении -см. начало таблицы

пп.«ж» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Законом четко не установлено, но рекомендуется:

1-е сообщение — в течение 3-х рабочих дней с момента принятия обществом соответствующего решения.

2-есообщение – в течение 3-х рабочих дней с момента получения документов из ИФНС о завершении процедуры

Запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица

пп.«з» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента принятия решения о назначении / прекращении полномочий единоличного исполнительного органа

Сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

пп.«з2» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

Втечение 3-х рабочих дней с момента принятия решения об изменении места нахождения

Запись об изменении адреса юридического лица

пп.«и» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента получения Листа записи из ИФНС

Сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом.

пп.«к» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с даты расчета (определения) стоимости чистых активов

Сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью

Обязательно (в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг)

пп.«л» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

п.3 ст.3 ФЗ №14 «Об ООО»

п.2 ст.49 ФЗ №14 «Об ООО»

В течение 3-х рабочих дней с даты расчета (определения) стоимости чистых активов

Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)

пп.«л1» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

п.1 ст. 30 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»

В течение 10 рабочих дней с даты, когда руководителю должника стало или должно было стать известно о возникновении признаков банкротства

Сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации

пп.«л2» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента опубликования такой информации в СМИ (на странице в сети Интернет, предоставляемой на сайте уполномоченного информационного агентства,обновляющего информацию в режиме реального времени (лента новостей)

Сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности

пп.«м» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента внесения соответствующего сведения в реестр лицензий. Или с момента получения лицензиатом документа основания:

-решения (предписания) лицензирующего органа;

Сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения

пп.«н» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001 г

В течение 3-храбочих дней с момента оглашения (вступления в законную силу) решения арбитражного суда о введении процедуры наблюдения

Сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества

пп.«н1» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента заключения договора о залоге движимого имущества

Сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых кредитными организациями (банковских гарантий)

пп.«н2» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора (соглашения) о выдаче независимой гарантии

Сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подпункте «н.2» настоящего пункта идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

(финансовому агенту –рекомендуется)

пп.«н3» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента заключения договора факторинга

Сведения о результатах обязательного аудита

п.6 ст.5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности»

В течение 3-х рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения

Сведения об отчете об оценке объекта оценки

ст. 8.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

В течение 10 рабочих дней с даты подписания отчета обоценке объекта оценки (только в случаях, которые установлены статьей 8.1 ФЗ№135)

Сведения о заключении, договора финансовой аренды (лизинга)

п.3 ст.10 ФЗ №164 «О финансовой аренде (лизинге)»

В течение 3-х рабочих дней с момента заключения договора

Сведения о членстве в СРО и прекращении членства в СРО

п.5 ст.5 ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях»

В течение 3-х рабочих дней с момента вступления или прекращения членства в СРО (то есть с момента внесения соответствующей записи в реестр СРО, который размещается на ее официальном сайте)

Сведения об обращении взыскания на принадлежащее должнику имущество

п.3 ст. 94 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве»

В течение 3-храбочих дней с даты возбуждения исполнительного производства или с момента, когда должник узнал об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество.

Иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению

пп.«п» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001г

В течение 3-х рабочих дней с момента наступления соответствующего факта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector