Срок давности по административным правонарушениям: правила применения

Применение срока давности в производстве по делам об административных правонарушениях

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности — это одно из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Поэтому при производстве по делам об административных правонарушениях необходимо проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности. При этом следует учитывать, относится ли правонарушение к длящимся, к какой категории относится административное правонарушение, вменяемо ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, какой срок давности предусмотрен при его совершении. Необходимо проверять и оценивать доводы об отсутствии в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения.

При производстве по делам об административных правонарушениях необходимо выяснять, соблюден ли срок давности привлечения лица к административной ответственности. По истечении этого срока лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности относится к пресекательным, и в случае его пропуска суд прекращает производство по делу об административном правонарушении либо принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности. Срок давности приостанавливается лишь в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца (по делам, рассматриваемым судьей, — три месяца), однако за отдельные виды административных правонарушений предусмотрены увеличенные сроки давности. Так, при нарушении законодательства РФ о противодействии коррупции срок давности составляет шесть лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, т.е. со дня, следующего заднем совершения административного правонарушения. Если правонарушение выразилось в форме бездействия — неисполнении обязанности в установленный для ее исполнения срок, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности 1 .

Сроки давности исчисляются с момента совершения административного правонарушения. Для длящихся правонарушений, т.е. правонарушений, которые выражаются в длительном непрекращаюшемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает специальные положения при исчислении сроков давности. При этом необходимо учитывать, что не признается длящимся правонарушение, если какая-либо обязанность не выполнена к установленному сроку’.

Сроки давности длящихся административных правонарушений начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ) — со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт совершения правонарушения 1 . Так, ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ, посягает на права и интересы неопределенного круга лиц. Правонарушение выражается в длительном непрекращаюшемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, т.е. признается длящимся. Сроки давности привлечения лица к административной ответственности начинают исчисляться со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Например, днем обнаружения и выявления административного правонарушения, совершенного компанией, будет день проведения проверки [1] [2]

деятельности магазина сотрудниками отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке Управления внутренних дел 1 .

Во избежание необоснованного привлечения лица к административной ответственности при совершении административного правонарушения необходимо выяснять, не относится ли совершенное им административное правонарушение к длящимся. Так, в Росалкогольрегули- рование поступило письмо, согласно которому организация реализует в магазине алкогольную продукцию, маркированную федеральными специальными марками с нарушением требований к маркировке и нанесению контрольно-учетной информации. В подтверждение совершения компанией правонарушения была представлена соответствующая алкогольная продукция и документы, подтверждающие приобретение продукции. Действия компании квалифицированы по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ как хранение и продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством РФ порядке федеральными специальными марками. Суд, рассматривая дело, ошибочно указал, что административное правонарушение относится к категории длящихся и датой его совершения будет являться дата поступления в Росалко- гол ьре гул и ро ва н ие письма, т.е. с момента фактического обнаружения совершения административного правонарушения должностным лицом.

Однако при пересмотре дела вышестоящий суд указал, что правонарушение начинается с момента неисполнения требования закона и заканчивается при прекращении противоправных деяний. Хранение и продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством порядке федеральными специальными марками, были прекращены при продаже алкогольной продукции. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение следует исчислять с даты реализации продукции, а не с даты поступления письма в Росалкогольрегулирование. Постановление суда было отменено, а производство по делу прекращено 5 .

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ возвращение дела на новое рассмотрение по истечении срока давности привлечения к административной ответственности незаконно’. Если судебные акты о привлечении лица к административной ответственности вынесены с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ выносится решение об отмене постановле- [3] [4] [5]

ния по делу об административном правонарушении и по результатам рассмотрения жалобы о возвращении дела на новое рассмотрение. По мнению суда, если на момент рассмотрения надзорной жалобы в Верховном Суде РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности истек, то жалоба не может быть возвращена на новое рассмотрение. В таком случае производство по делу об административном правонарушении прекращается на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности 1 .

Позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в том, что при повторном рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении к административной ответственности, лицо не может привлекаться к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ’. Такая позиция нашла отражение в судебной практике [6] [7] [8] [9] [10] .

Суды отменяют постановления нижестоящих судов и прекращают производство по делам об административных правонарушениях либо отказывают в привлечении к административной ответственности лиц, которые были привлечены к административной ответственности по истечении срока давности при пересмотре дела.

Например, решением арбитражного суда первой инстанции лицо было привлечено к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции отменил это решение в связи с тем, что в материалах дела отсутствовали документы о надлежащем извещении лица, привлеченного к административной ответственности, и заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства. Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, но на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Суд кассационной инстанции учел позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ’: сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности 1 .

Интересно дело, в котором при первоначальном рассмотрении арбитражный суд первой инстанции вынес решение о привлечении лица к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции оставил его в силе, суд кассационной инстанции посчитал, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суд отказал в привлечении лица к административной ответственности в связи с тем, что на момент нового рассмотрения дела истек срок давности. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции об истечении срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, и не поддержал довод, что срок не истек, поскольку первоначальное решение вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности’.

Конституционность положения, согласно которому при истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), оспаривалась’ в связи с тем, что в этом случае прекращение производства по делу без установления всех подлежащих выяснению обстоятельств, включая наличие либо отсутствие события и состава административного правонарушения и виновность лица в его совершении, противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, определив конституционно-правовой смысл п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности не исключает проверку и оценку выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и противоречило бы Конституции РФ. [11] [12] [13]

Пленум Верховного Суда РФ* указал также, что в постановлении о прекращении производства по делу должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Если постановление или решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на такое постановление, обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица’.

Если при рассмотрении жалобы установлено, что в действиях лица не содержится состав административного правонарушения либо отсутствует событие административного правонарушения, постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ’.

Если при обжаловании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы на него в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности суд устанавливает обоснованность выводов юрисдикционного органа, правильность исчисления сроков давности и их истечение, судья отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет постановление без изменения. Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что в постановлении о прекращении производства по делу (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности) не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. Если такие выводы содержатся, то судья выносит решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину лица (п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), [14] [15] [16]

  • [1] ‘ См.: Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Там же.
  • [2] См.: Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  • [3] ‘ См. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля2008 г. № 11938/07 по делу № А60-1500/07-С5, от 26 февраля 2008 г. № 9199/07 по де-лу № А12-17542/06-С30. ‘
  • [4] См.: Решение Московского городского суда от 30 ноября 2012 г. по делу № 7-2101.
  • [5] См.: Постановление Верховного Суда РФ от 3 декабря 2012 г. № 18-АД12-32.
  • [6] См. постановления Верховного Суда РФ от 28 июля 2011 г. № 6-АД 11 -1, от 5 июня2013 г. № 33-АД 13-1, от 29 мая 2013 г. № 8-АД 13-4, от 24 апреля 2013 г. № 56-АД 13-4.
  • [7] См.: Пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях».
  • [8] 5 См., напр.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 г. по делу № АЗЗ-13311/2010.
  • [9] См.: Пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса
  • [10] Российской Федерации об административных правонарушениях»».
  • [11] ‘ См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округаот 25 июля 2005 г. № А56-26586/04.
  • [12] См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2010 г. по делу № А03-3141/2009.
  • [13] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П «Поделу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации истатьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова».
  • [14] См.: Пункт 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  • [15] См.: Абзац 2 п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  • [16] См.: Абзац 4 п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях»; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2011 г. № 15АП-8510/2011по делу № А32-5353/2011.
Читать еще:  Доверенность задним числом: как обойтись без нарушений

Истечение сроков давности по административным правонарушениям : как избежать ответственности

Правонарушение рассматривается как противоправное виновное действие (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) либо соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Ответственность и наказание в административном праве

Административная ответственность

Административное наказание

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ гражданина другой страны или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Когда не наступает ответственность

Если судья, орган, иное должностное лицо, уполномоченное разрешить дело, сочтет проступок малозначительным, ответственность также не наступит, в итоге рассмотрение дела может ограничиться лишь устным замечанием.

Срок давности

Срок давности по административному нарушению — это тот период времени, в течение которого возможно привлечение к ответственности по закону.

  • управление транспортным средством (ТС) находящимся в состоянии опьянения водителем или передача управления находящемуся в состоянии опьянения иному лицу;
  • нарушение правил дорожного движения (ПДД) или правил эксплуатации ТС, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
  • невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении мед. освидетельствования на состояние опьянения;
  • невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотики или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как ТС было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения (за исключением водителя ТС), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Определение и исчисление сроков

Приостановка срока давности

Истечение срока давности

Любые попытки привлечь лицо, совершившее правонарушение, к ответственности по истечении сроков исковой давности по административным правонарушениям незаконны.

Длящееся правонарушение

Другое дело обстоит с длящимся нарушением (действием или бездействием). О нем можно говорить в том случае, если имеет место длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных законом либо иным нормативным правовым актом.

В качестве примера в области дорожного движения можно привести управление транспортным средством при наличии неисправностей или управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента. Таким образом, в этих правонарушениях прослеживается длительное неисполнение определенных обязанностей, связанных с необеспечением надлежащего состояния транспортного средства перед началом движения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся правонарушении период времени, необходимый для вынесения решения, начинает исчисляться с момента обнаружения нарушения уполномоченным на то должностным лицом. Обнаружение нарушения подтверждается фактом составления протокола.

Исключительные случаи

  • грубые нарушения общественного порядка;
  • злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

Данный вид наказания не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, которым еще нет 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, призывникам, имеющим специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, войск нацгвардии РФ, противопожарной службы и таможенных органов.

Как восстановить сроки обжалования постановления

В случае, если суд принял решение о наложении штрафа, а 10-дневный срок обжалования пропущен, можно направить ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного постановления.

Как правило, этот срок восстанавливается, если суд сочтет причины, по которым не произошла своевременная подача жалобы на постановление, уважительными.

Сама жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее подачи (если рассматривает должностное лицо) либо в течение 2-х месяцев (если рассматривает суд).

Каким образом используется

Рассмотрим конкретный пример. Водитель проехал на запрещающий сигнал светофора 14.09.2018, в связи с чем на него был составлен протокол. Постановление по делу было вынесено 27.09.2018, наложен штраф. 08.10.2018 постановление вступило в законную силу (обжаловано не было), с этого дня начал исчисляться срок добровольной уплаты штрафа (60 дней).По истечении этого срока (07.11.2018) дело передается к судебным приставам для обеспечения исполнения постановления.

Если в течение 2-х лет нарушителя не потревожат и не напомнят про необходимость оплатить штраф, назначенный в 2018 году, постановление утратит свою силу 09.10.2020.

Срок давности по штрафам ГИБДД

2 года с момента вступления в законную силу постановления о назначении штрафа — такой срок, по прошествии которого штраф с нарушителя уже не взыщут.

Уплата штрафа

Если штраф ГИБДД оплатить не позднее 20 дней с даты вынесения постановления, можно получить скидку в 50% от первоначальной суммы.

Действие постановления

Срок действия административного правонарушения составляет 1 год, а это значит, что снятие статуса «лица, подвергавшегося административному наказанию» происходит через год с момента окончания исполнения постановления о назначении наказания при условии, что данное лицо не совершало нового проступка .

Камера видеофиксации как доказательство нарушения

Ответственность за несоблюдение сроков погашения штрафов

За неуплату или несвоевременную уплату штрафов ГИБДД водитель может быть оштрафован в двукратном размере той суммы, что он должен быть оплатить (но не менее 1000 рублей), либо ему может грозить арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

В видео смотрите подробный разбор исчисления сроков по штрафам ГИБДД, а также особенностей их оплаты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург) 8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Читать еще:  Образец протокола разногласий к контракту по ФЗ-44

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе. ммм. удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

Срок давности при административных правонарушениях

Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве. Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах. Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ. В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ. Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях. В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания. По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Читать еще:  Существенные условия договора купли-продажи недвижимости

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

Срок исковой давности по административным нарушениям

Понятие административного нарушения и какие бывают сроки исковой давности по административным правонарушениям, а также ознакомитесь с регламентом Административного кодекса (КоАП РФ) и узнаете какая ответственность ждет гражданина, нарушающего законы данного кодекса. Ответы на эти вопросы мы подготовили в нашей статье.

Самый распространенный случай в юридической практике связанный с истечением срока давности, возникает, когда рассмотрение дела об административном нарушении затягивают и в итоге по нему выносят постановление о прекращении судопроизводства по делу ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Исковая давность и КоАП РФ: общее понятие

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:

Срок давности по административным правонарушениям – это время, по истечении которого нарушителя нельзя привлечь за совершённые им противозаконные действия.

Административным нарушением гражданина считаются действия, совершенные с умыслом, который подразумевает нарушение правовых законодательных норм в области трудового, налогового, семейного, авторского и других законодательств. Если смотреть на отличие административного правонарушения от преступления, то оно будет заключаться в размере нанесенного ущерба. Хотя в судебной практике бывают случаи, когда действия нарушающие закон (зависит от степени тяжести) могут быть как административное нарушение, так и преступление.

Наказания предусмотренные за административные правонарушения следующие:

  • предупреждение (например, управление автомобилем с грязными(нечитаемыми) гос.знаками;
  • штраф (например, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке при первичном нарушении обязательно штраф);
  • арест (например, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок до 30 суток);
  • дисквалификация (например, за невыплату зарплаты работникам предприятия дисквалифицируют учредителя юридического лица);
  • приостановление деятельности (например, при массовом отравлении людей предприятием общепита(кафе) приостанавливают его деятельность до устранения нарушений);
  • обязательные работы (например, за неуплату штрафов ПДД);
  • некоторые другие.

Стоить заметить, что административному аресту и обязательным исправительным работам не подлежат:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети до 14 лет;
  • несовершеннолетние (лица до 18 лет);
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • сотрудники со спец. званиями органов МВД, Прокуратуры и других лиц указанных в части 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Все сказанное выше, а также наш основной вопрос по срокам привлечения к административной ответственности регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ).

У правонарушителя при установлении факта нарушения закона, есть шанс уйти от наказания в случае если выйдут сроки давности привлечения к административному наказанию (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря простым языком, судья не сможет вынести постановления о привлечении к ответственности и привлечь виновного к ответственности нельзя, если упомянутые в начале абзаца сроки превышены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, условный срок давности за административное правонарушение равен 2 месяцам, а по делам, разбираемыми судьёй (в суде) 3 месяца.

Административные нарушения со сроком давности в 1,2,3 года и 6 лет

Срок давности в один год распространяется на большую группу деяний. Это обосновано тем что последствия правонарушения (противозаконного действия) может не совпадать с временем при котором проявились вредные последствия. Например, предприятие загрязняло окружающую среду токсичными отходами 1 месяц, а последствия в виде вреда экологии наступили через 6 месяцев.

Список сфер законодательства РФ, в которых срок исковой давности равен 1 год за административное нарушение :

  • экспортного контроля;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, в исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезия и картография, в сфере наименований географических объектов;
  • патентного законодательства (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров);
  • антимонопольных законов;
  • сфера охраны окружающей среды;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • охраны здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • в сфере защиты детей от информации причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • правил ПДД (статьи 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ);
  • использования атомной энергии;
  • налогов и сборов;
  • в защите прав потребителей;
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • в сфере естественных монополий;
  • основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • в сферах рекламы, энергетики, тепло и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и лотереях;
  • в физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • в государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • на выборах и референдумах;
  • в участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и о проведении азартных игр;
  • в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации;
  • И многие другие сферы, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

Административные нарушения со сроком исковой давности в 2 года :

  • за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
  • за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • за нарушение законодательства о бухгалтерском учете;
  • за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Административные нарушения со сроком давности в 3 года :

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Административные правонарушения со сроком давности в 6 лет :

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Что должен знать гражданин про административные правонарушения

Самой распространённой сферой административного нарушения является Правила дорожного движения (ПДД), срок исковой давности в этой сфере составляет 12 месяцев с момента установления факта нарушения. Выписанное постановления о штрафе инспектором ГИБДД, автовладелец вправе обжаловать в течении 10 дней, иначе штраф подлежит обязательной уплате с уведомлением в виде копии квитанции в органы которые указаны в постановлении.

Отказ от исполнения этого законного требования, сулит передачу этого дела в суд либо судебным приставам, что в дальнейшем грозит увеличением суммы штрафа, либо наказания в виде обязательных работ до 50 часов, и в худшем варианте это административный арест сроком до 15 суток.

Поделитесь в комментариях вашим опытом о привлечении к административной ответственности или ухода от неё!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector