Верховный суд о представительстве в административном процессе

Представление интересов в суде в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Каждый имеет право на защиту своих прав незапрещенными законом способами, в частности, каждый вправе самостоятельно осуществлять свою защиту в суде, представлять свои интересы в государственных органах. Однако законодательство на современном этапе развития правовой системыобладает довольно сложнойструктурой, состоящей из большой совокупности взаимосвязанных нормативных актов, имеющих свою иерархию, определенный порядок применения, довольно сложную и непостоянную, а порой и противоречивую судебную практику. Все это приводит к необходимости привлечения юристов, которые на профессиональной основе оказывают квалифицированную юридическую помощь в любой, даже самой сложной ситуации.

Кто может быть представителем в административном деле, а также ограничение на представительство

Ведение административных дел в суде через представителя повышает шансы представляемого на максимально благоприятный исход в деле. Так, статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) прямо указывает, что гражданин, обладая административной процессуальной дееспособностью вправе самостоятельно вести свои дела лично или через представителей.

Однако нередким случаем является отсутствие или ограничение дееспособности у граждан. В таком случае в качестве представителей могут выступать их законные представители (т.е. лица, наделенные этим правом в силу закона и состоящие в определенном родстве или определенной правовой связи), а именно: родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Между тем, законные представители вправе выбрать для представления интересов недееспособного иное лицо, предпочтительно профессионального юриста. При этом законодатель закрепил противоречивое положение о том, что КАС РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя (а не законного представителя) является обязательным. Встает вопрос, что делать в ситуации, если родители ребенка являются профессиональными юристами, т.е. вполне могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к представителю. Могут ли они в таком случае выступать в роли представителя?

Аналогичный порядок представления интересов предусмотрен и для ограниченных в дееспособности.

В перечисленных выше случаях представителя выбирает или сам представляемый или представитель определен в силу закона, однако часть 4 статьи 54 КАС РФ предусматривает случаи, например, когда решается вопрос в отношении административного ответчика о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, в которых суд сам назначает представителя (адвоката).

Если говорить о делах, где в качестве ответчика выступает организация, то права последней может защищать единоличный орган управления организации (например, генеральный директор) или уполномоченное таким органом лицо.

Если же рассматривать вопрос о представлении интересов в суде органов публичной власти, то здесь речь пойдет о руководителях либо представителях указанных органов. В статье 54 КАС РФ также представлены иные случае представления интересов в административном деле.

В качестве представителей в административном деле согласно статье 55 КАС РФ могут быть адвокаты либо иные лица, которые обладают полной дееспособностью, а также не состоят под опекой (попечительством) и имеют высшее юридическое образование. Таким образом, можно видеть, что КАС РФ первым реализовал на практике ограниченную монополию профессиональных юристов на представление интересов в суде в качестве представителей.

Важно отметить, что законодатель не предъявляет к законным представителям требований по наличию высшего юридического образования, достаточно наличия полной дееспособности.

КАС РФ содержит классический перечень лиц, которые не могут быть представителями физических и юридических лиц (ИП) в суде, хотя и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, следователи и иные лица.

Оформление полномочий представителя

Чтобы представитель мог выступать от имени и в интересах представляемого его полномочия необходимо оформить надлежащим образом. Так, законные представители в силу своего положения должны предъявить в суд документы, подтверждающие их статус и полномочия (свидетельство о рождение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечения).

Если говорить о полномочиях руководителя организации, то его положение можно подтвердить, представив в суд устав организации, приказ о назначении на должность. Если представителем от организации будет выступать не руководитель, например, штатный юрист или бухгалтер, то такому лицу необходимо иметь доверенность, которая будет выдана самой организацией и подписано ее руководителем или иным уполномоченным на такое действие лицом и скреплена печатью организации.

Доверенность от индивидуального предпринимателя также подписывается и скрепляется печатью предпринимателем.

Для адвоката документом, подтверждающим статус представителя, будет являться ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием или в некоторых случаях доверенность (статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», часть 4 статьи 57 КАС РФ).

Представитель же должен иметь документы об образовании (в данном случае речь идет о юридическом образовании) и документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. доверенность.

КАС РФ допускает возможность наделения представителя полномочиями непосредственно в судебном заседании путем устного заявления.

Часть 8 статьи 57 КАС РФ устанавливает, что доверенность, выдаваемая гражданами на представление их интересов в административном споре, должна быть удостоверена у нотариуса согласно правилам, утвержденном в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или должностным лицом организации (например, организации, где представитель учится, проходит службу, отбывает наказание и другие организации и учреждения).

Полномочия представителя в административном деле

Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ). Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила. Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).

Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:

1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;

2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;

3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) право на обжалование судебных актов;

Статья подготовлена: 12.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « БРАС »

КАС: Квалифицированное представительство

Долго ли, коротко ли шли они по пути, указанному государственной программой «Юстиция». В ней заложен принципиальный момент — переход на квалифицированное судебное представительство. И вот первый документ (АПК РФ в первой редакции не считать) о том, что в суд должен приходить представитель с высшим юридическим образованием.
Для начала хочу высказать свое отношение к переходу к «адвокатской монополии».
Первое — нет никакой профессиональной разницы между адвокатом и юристом-неадвокатом, если они оба действительно профессионалы.

Второе — есть плохие юристы и плохие адвокаты. Иногда последние платятся за это прекращением статуса. И в этом смысле саморегулирование — это хорошо.
Третье — иногда представители-неюристы знают предмет защиты намного лучше. И им должна быть возможность их допуска в суд, например, наряду с адвокатом/юристом.
Четвертое — не понимаю категоричности и резкости высказываний против единого рынка и единого саморегулирования. Саморегулирование куда лучше государственного регулирования. Да что в нем плохого? Закоренелое управление? Становитесь членом профессионального сообщества и участвуйте в его управлении сами. Это вполне реально. Являюсь членом совета региональной палаты уже 4 срок, при том что никогда не был приближенным к президентам палаты или их окружению. Надо быть неравнодушным и активным.

Пятое — конечно адвокатура тоже должна быть подвержена реформе. Но, например, не вижу тех препятствий в работе о которых говорят некоторые юристы — о недостаточности форм деятельности. Все вопросы организации и менеджмента временных и постоянных партнерств адвокатов по совместному ведению дел могут быть разрешены на основании горизонтальных и вертикальных соглашений. Активно это практикую. Вместе с тем должна быть возможность совместного осуществления адвокатской деятельности адвокатов из разных регионов в одном адвокатском образовании без учреждения филиалов. Например, бюро могло бы объединять адвокатов на межрегиональной основе. Есть еще что обсудить в реформе адвокатуры, но сейчас переходим к КАС.

Итак, что нужно чтобы твои полномочия признали и допустили в суд в качестве представителя (ч. 2 ст. 58)? Нужно три условия (ч. 1 ст 55) — быть полностью дееспособным, не находиться под опекой и попечительство, иметь высшее юридическое образование. Следует отметить, что КАС допускает представительство разными лицами и понятие представитель является специальным. Есть еще законные представители, «единоличный орган управления организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами или учредительными документами», уполномоченный представитель ликвидируемой организации, уполномоченный участник незарегистрированной общественной или религиозной организации.
А теперь вопросы!

Обязаны ли законные представители, не имеющие юридического образования (далее «юробраз») нанимать представителя с юробразом? Общее правило, что поручить ведение дела избранному ими представителю это право. Но, в тех случаях, когда КАСом предусмотрено обязательное участие представителя — право превращается в обязанность (чч. 2-3 ст. 54).
Может ли суд назначить представителя? По отдельным категориям дел суд назначает в качестве представителя адвоката (специальное представительство) в случае если его нет. Видимо, здесь имеется ввиду и тот случай, если законные представители не наняли представителя, хотя должны были.

Что это за дела? В случаях указанных в ч. 4 ст. 54 суд назначает адвоката —
«В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката».
Должен ли руководитель организации иметь юридическое образование? Нет, он является специально указанным лицом — единоличный орган управления (ч.5 ст. 54). Далее в этой норме поименованы — уполномоченные организацией лица. Здесь важно отметить, что это не любые лица, например работники, а лишь кому права представительства предоставлены федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами. Относительно учредительных документов в общем то понятно — это когда, например, уставом предоставлено право помимо руководителя организации еще кому то действовать от имени организации без доверенности. Что имеется ввиду в отношении полномочий предусмотренных федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, пример, увы, не придумал. Причем это не относится к госорганам и органам местного самоуправления. По ним отдельный пункт в этой статье.
По сути те же ограничения — либо руководители и можно без образования, либо представитель с юробразом.

Читать еще:  Как проверить юридический адрес на массовую регистрацию

Как подтверждать юробраз?
Часть 3 статьи 55 «Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия». Несмотря на то, что адвокат априори лицо имеющее высший юробраз на них такая же обязанность распространяется. Так что ищем свои дипломы.
Может ли адвокат выступать в административном деле по КАСу на основании ордера? Нет! Часть 4 статьи 57 указывает «Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом». Закон же об адвокатуре говорит о том, что ордер используется в случаях предусмотренных законом. Так как КАС не предусматривает ордера, то его предъявление не повлечет ничего. Альтернатива — устное заявление в судебном заседании о допуске лица представителем или письменное, которое может быть передано заранее (ч. 5 ст. 57).

Вот еще интересное положение в той же статье 57 «5. В случае, если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя». Кто эти соответствующие органы и лица? Почему приостанавливает, а не откладывает?

Ну и напоследок статья 208 «9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса».
Всем успехов в суде.

Статья 57 КАС РФ. Оформление и подтверждение полномочий представителя (действующая редакция)

1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.

3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

4. Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью.

5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.

6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает доверитель, и медицинской организации, в которой доверитель находится на излечении в стационарных условиях. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 57 КАС РФ

1. В комментируемой статье регламентированы оформление и процедура подтверждения полномочий представителей по административным делам.

Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

К законным представителям закон относит родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, которые защищают в арбитражном суде права и законные интересы недееспособных граждан.

Оформление полномочий законного представителя зависит от того, кто участвует в процессе: родители, усыновители, опекуны, попечители. Родители представляют документы, подтверждающие родственные отношения с ребенком (свидетельство о рождении ребенка) и удостоверяющие личность (паспорт). Опекуны и попечители подтверждают наличие своих полномочий предъявлением соответственно опекунского или попечительского удостоверения. Усыновитель подтверждает свои полномочия или свидетельством о государственной регистрации акта усыновления (ст. 125 СК), или свидетельством о рождении ребенка в случае вынесения судебного решения о записи усыновителей в качестве родителей ребенка в книге записей актов гражданского состояния (ст. 136 СК).

Законом установлены определенные ограничения прав законных представителей в интересах защиты несовершеннолетних детей и иных лиц, находящихся под опекой или попечительством. Эти ограничения перечислены в ст. 37 ГК.

2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. Руководители управлений федеральных органов власти в субъектах РФ (например, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по субъекту РФ — УФНС или Управления Федеральной службы судебных приставов — УФССП) действуют на основании нотариально выданной доверенности. Интересы соответствующих управлений (в нашем примере УФНС или УФССП) в судах представляют сотрудники, выступающие на основании доверенности, заверенной руководителем управления. В связи с этим в судебной практике неоднозначно решается вопрос о том, вправе ли лицо, исполняющее обязанности руководителя, заверять доверенность для участия в суде. Ситуация может быть такой, что руководителем долгое время будет лицо со статусом исполняющего обязанности. В связи с этим полагаем, что лицо, исполняющее обязанности руководителя, вправе выдавать доверенность на ведение дела в суде.

3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Они действуют в арбитражном суде в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Руководители организаций могут заключить договор о представительстве в суде с адвокатом.

Требуется ли удостоверение доверенности на представление интересов юридического лица в суде печатью организации? Ответ на данный вопрос привел ВС РФ. Поскольку в процессуальном законодательстве содержатся специальные требования к удостоверению доверенности на представление интересов в суде, судам при проверке формы доверенности, удостоверяющей полномочия представителей юридических лиц, участвующих в деле, следует руководствоваться положениями ч. 6 комментируемой статьи. Если федеральный закон содержит требование о наличии печати для организации определенной организационно-правовой формы, то доверенность на представление интересов такой организации в суде должна быть удостоверена как подписью ее руководителя, так и печатью. Когда федеральным законом такая обязанность не предусмотрена и указано, что организация вправе иметь печать, представитель организации должен представить суду ее учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведений удостоверения доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.

4. Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом, а именно Законом об адвокатуре. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В ордере указываются наименование коллегии адвокатов, наименование или номер и адрес юридической консультации, номер регистрационной карты и номер ордера, фамилия и инициалы адвоката, которому поручено ведение дела, а также какое дело и в каком суде рассматривается. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности (п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре). Доверенность оформляется по правилам, предусмотренным ГК. Часто юридическое лицо заключает договор на правовое обслуживание с адвокатами. В договоре может быть указан конкретный адвокат, уполномоченный на оказание юридических услуг (в том числе представительства в суде). Такой адвокат наделяется полномочиями доверенностью, выданной руководителем организации на основании действующего договора между предприятием и юридической консультацией. Аналогичные договоры могут заключаться и с гражданами-предпринимателями. В силу Закона об адвокатуре никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело (п. 2 ст. 6).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. В суде адвокат выступает на основании договора поручения (ст. 25 Закона об адвокатуре).

В соответствии с действующим законодательством полномочия адвоката отражены в доверенности, статус подтверждается удостоверением. Пункт 4 ст. 6 Закона об адвокатуре устанавливает случаи, когда адвокат не вправе выступать представителем в суде.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре). В соответствии с Гаагской конвенцией 1961 г., отменившей требование легализации иностранных официальных документов, доверенность представителя не является административным документом и должна быть нотариально удостоверена и скреплена апостилем. Только в этом случае доверенность является документом, достоверно свидетельствующим о подлинности подписи лица, подписавшего документ, качества, в котором оно выступало при подписании доверенности.

5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. КАС повторяет норму, имеющуюся в ГПК и затем введенную в АПК, о возможности представительства по сделанному в суду заявлению. КАС предусматривает возможность как устного заявления ходатайства о представительстве, так и письменного ходатайства. В случае устного заявленного ходатайства, последнее должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания. Но и при подаче письменного ходатайства, хотя об этом не говорится в КАС, должна быть сделана соответствующая отметка в протоколе судебного заседания. Помимо этого следует приобщить ходатайство к материалам дела. Возможно ли наделение представителя специальными полномочиями при заявлении ходатайства в судебном заявлении? В научной литературе дается положительный ответ. В этом случае также должно быть запротоколировано волеизъявление о наделении представителя специальными полномочиями.

Читать еще:  Договор субподряда: что иметь в виду юристу подрядчика

В целом сохранение такой нормы о представительстве граничит в КАС с проведением идеи профессионального представительства.

При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований, в частности подтверждающие наличие высшего юридического образования.

6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.

7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в нотариальном порядке (ч. 8 комментируемой статьи).

8. По общему правилу доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально. К нотариальному удостоверению приравниваются:

— доверенности, подписанные должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу;

— доверенности, подписанные товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя;

— доверенности, подписанные администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении;

— доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, подписанные командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, подписанные начальником соответствующего учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 185 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть общей, выдаваемой на ведение всех дел в суде, или разовой, выдаваемой на ведение одного дела в суде. В доверенности должен быть указан срок ее действия. Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК).

В ГК появилась новая норма о безотзывной доверенности (ст. 188.1).

В целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях.

Такая доверенность в любом случае может быть отменена после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана, а также в любое время в случае злоупотребления представителем своими полномочиями, равно как и при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что данное злоупотребление может произойти. Безотзывная доверенность должна быть нотариально удостоверена и содержать прямое указание на ограничение возможности ее отмены.

Верховный суд о представительстве в административном процессе

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 54 КАС РФ. Ведение административных дел в суде через представителей

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 54 КАС РФ. Ведение административных дел в суде через представителей

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к статье 54 КАС РФ, судебная практика применения

В пунктах 19-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» содержатся следующие разъяснения:

Представительство в суде

Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Оформление полномочий представителя в суде

Согласно части 5 статьи 57 КАС РФ полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.

Такое оформление полномочий представителя осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.

По смыслу части 2 статьи 56 КАС РФ, указание в доверенности права представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд означает также наличие у него права на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа.

Назначение адвоката административному ответчику

Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного представителя (часть 4 статьи 54 КАС РФ).

Данное положение подлежит применению и в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика признана судом обязательной или является обязательной в соответствии с законом, например, в случае отсутствия в месте жительства (пребывания) гражданина, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Приостановление рассмотрения дела для назначения или замены представителя

Если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (часть 5 статьи 58, часть 2 статьи 190 КАС РФ).

Под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о замене законного представителя, — органы опеки и попечительства.

Обращение суда к указанным субъектам по вопросу о назначении представителя или замене законного представителя должно быть изложено в определении о приостановлении производства по административному делу и является обязательным и подлежащим неукоснительному исполнению (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Представительство по новому Кодексу об административном судопроизводстве РФ

Представительство по новому Кодексу об административном судопроизводстве РФ

Начиная с 15.09.2015 был введен в действие Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС). Законодателем в КАС РФ был изложен новый подход к представительству, в том числе и документам подтверждающим полномочия представителя. При этом законодатель закрепил даже требования к доверенности представителя. В ст. 55 КАС РФ даны следующие требования к представителям по административному судопроизводству:

Читать еще:  Официальный сайт реестра доверенностей: проверяем документы на подлинность

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
3. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Помимо запрета на представительство для судьями, следователями, прокурорами и иными лицами, которые могут участвовать только в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей, к представителю по административному судопроизводству предъявляется требование о наличии высшего юридического образования. В настоящий момент уже стали происходить ситуации, когда суд требует предъявить диплом о высшем образовании, в том числе и адвокатов. Хотя наличие статуса адвоката подразумевает и наличие высшего образования. Суть спора заключается в формулировке ч. 1 ст. 9 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.
… текст сокращен …

По мнению одних юристов наличие высшего образования для адвоката обязательно, но он может его получить и в неаккредитованном государством учреждении при условии наличия ученой степени по юридической специальности. Поэтому слово «либо» нужно относить к наличию аккредитации, а в ее отсутствии нужно иметь ученую степень. Другие юристы считают, что получить ученую степень по юридической специальности возможно и без высшего юридического образования, поэтому адвокатом может быть лицо без высшего юридического образования.

Уверенности в правильности последней версии придает и Решение Верховного Суда РФ от 21.04.2013 N АКПИ14-115 «О признании недействующим абзаца второго пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842, в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук по юридическим наукам, имеющих степень кандидата юридических наук». В нем суд указал на то, что требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени доктора наук, установлены ст. 4.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно данной статье получить ученую степень доктора наук могут лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие докторскую диссертацию на основе результатов проведенных ими научных исследований.

Таким образом, законодатель не ставит возможность получения ученой степени доктора наук по определенной специальности в зависимость от направления полученного претендентом образования. Кроме того, поступить в аспирантуру по направлению юриспруденции могут лица, не имеющие высшего юридического образования, но имеющие высшее образование в любой другой области. Правительству РФ не предоставлено право устанавливать дополнительные требования к лицам, претендующим на присвоение ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Поэтому доктором юридических наук можно стать без получения высшего юридического образования. Отсюда и возникает порыв законодателя требовать от представителей диплом о высшем юридическом образовании.

Совсем недавно появилось письмо Федеральной палаты адвокатов от 15.10.2015 года «Об участии адвокатов в судах при рассмотрении административных дел» N983-10/15. В письме поднимается вопрос представительства, т.к. некоторые судьи при рассмотрении административных дел с участием адвокатов требуют от последних предъявления суду документа о высшем юридическом образовании. Полномочия представителей определены в ст. 56 КАС РФ, но суды умышленно либо по иным причинам в своих решениях не ссылаются на п. 4 ст. 57 КАС РФ, где прямо сказано, что «полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом». В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» «. адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием», а также удостоверение, которое является документом, подтверждающим статус адвоката (п. 3 ст. 15 ФЗ).

Исходя из текста письма, о складывающейся ситуации Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Пилипенко Ю.С. немедленно проинформировал Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М. и его заместителя — председателя Судебной коллегии по административным делам Петрову Т.А., а также председателя Комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина В.Н. во время личных встреч.

Так же в указанном письме говориться о том, что «стороны нашли взаимопонимание и пришли к единому мнению, что судами искажаются требования ст.ст. 55-57 Кодекса административного судопроизводства РФ». Участники констатировали то, что адвокаты должны участвовать в деле по документам, обозначенным в ст.ст. 6 и 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Таким образом, адвокатам, в период отсутствия каких-либо разъяснений ВС РФ предлагается руководствоваться указанным письмом, а также ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Позиция Санкт-Петербургского городского суда заключается в том, что адвокат должен подтвердить статус адвоката. Подтвердить статус адвоката он может удостоверением, но копия удостоверения должна содержаться именно в поступившем в суд деле. Суд принимает решение о движении дела до первого заседания, это означает то, что без подтвержденного статуса адвоката или высшего образования суд может оставить без заявление без рассмотрения. Причем копия удостоверения должна быть заверена адвокатским образованием, в Санкт-Петербурге пока требовать нотариального удостоверения не будут — будут ждать пояснения ВС РФ. Указание в доверенности наличия у представителя статуса адвоката не устроит суд, т.к. выданная длительное время назад доверенность может содержать уже неверные сведения о статусе адвоката – адвокат может утратить статус. Суд считает допустимым и приобщение к подаваемому материалу в суд ордера адвоката. Таким ордером подтверждается и наличие статуса и полномочия адвоката на ведение дела. Правда ч. 4 ст. 57 КАС не говорит о необходимости наличия у адвоката ордера, однако, отсылает федеральному закону. Под «федеральным законом» понимается ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который в ч. 3 ст. 6 указвает:

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.
… текст сокращен …

Таким образом, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» так же содержит отсылочную норму к федеральным законам. Поскольку в КАС РФ слово «ордер» даже не встречается, суд может говорить о возможности участия адвоката в административном судопроизводстве по правилам КАС РФ без ордера.

Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя

1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.
3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
4. Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.
6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Представители в административном судопроизводстве, представляющие интересы юридических лиц, должны иметь доверенность от имени организации, которая должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (ч. 6 Ст. 57 КАС РФ). Таким образом, законодатель, несмотря на стремление избавиться от обязательности печати в документообороте, сделал печать необходимым реквизитом доверенности.
С учетом положений ст. 55 и 57 КАС РФ, представитель по административном судопроизводству должен на момент подачи иска подтверждать наличие высшего юридического образования и иметь оформленные полномочия для подачи иска. В противном случае заявление будет возвращено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector